• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: перепост (список заголовков)
02:02 

Рецензия на книгу Д.Володихина и Г.Прашкевича "Братья Стругацкие" в журнале "Если"

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Оригинал взят у ЖЖ-юзера volodihin в РЕЦЕНЗИЯ НА НАШУ С ГЕННАДИЕМ ПРАШКЕВИЧЕМ КНИГУ "БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ" В ЖУРНАЛЕ "ЕСЛИ", ВЫП. 2
"Это новое исследование творчества братьев Стругацких непременно начнут сравниваться с «большой книгой» (во всех смыслах) Анта Скаландиса (А.В. Молчанова). Напрасно. Хотя бы потому, что авторы текста из «ЖЗЛ» ставили и решали совсем иную задачу. И если Ант Скаландис показывал жизнь братьев Стругацких во всей полноте ее бытовых подробностей, часто ограничиваясь простым упоминанием книг соавторов, написанных в тот или иной период их жизни, то Д. Володихин и Г. Прашкевич действовали принципиально по-другому. Они внимательно анализировали тексты писателей, разбирая их по «филологическим косточками», предлагая свои, иногда – очень точные, иногда – весьма спорные, интерпретации произведений. И думаю героев их книги этот подход вполне бы устроил. Во всяком случае, представления Б.Н. Стругацкого о писательских жизнеописаниях хорошо известна: «Я всегда полагал (и полагаю сейчас), что жизнь писателя – это его книги, его статьи, в крайнем случае – его публичные выступления; все же прочее: семейные дела, приключения-путешествия, лирические эскапады – все это от лукавого и никого не должно касаться…» И хотя Д. Володихин и Г. Прашкевич еще в первой главе шутливо отстраняются от этих «директивных указаний», создали они именно творческую биографию, а не сплетение фактов из обыденной жизни.
Книга Скаландиса обращена преимущественно к знатокам или, во всяком случае, к «компетентным читателям», хорошо знающим содержание «Попытки к бегству» или «Пикника на обочине». Д. Володихин и Г. Прашкевич в большей степени учитывают уровень гуманитарного одичания современного общества. В ходе своего скрупулезного анализа они подробно излагают содержание книг Стругацких. И делают это так, что даже не знакомый с творчеством соавторов читатель способен понять – о чем идет речь в тексте, что именно написали фантасты в своих произведениях.
В то же время книга просто переполнена новаторскими суждениями о текстах братьев Стругацких. Многие из них безукоризненно точны, многие – вызывают у читающего резкое несогласие, хотя и внушительно аргументированы авторами. Поэтому споров об этой биографии будет еще очень и очень много. Но можно уверенно констатировать одно – в молодую и бурно развивающуюся филологическую науку «стругацковедение» Д. Володихин и Г. Прашкевич внесли заметный и солидный вклад.
ИГОРЬ ГОНТОВ"

Публикуется в неотредактированном варианте.

ПЕРЕПОСТ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ

Я очень благодарен автору рецензии и напечатавшему ее журналу "Если" за поддержку.

@темы: Володихин и Прашкевич, Книги, Критика, Перепост, Публицистика

02:27 

Еще одно интервью с БНС

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Еще одно интервью с БНС, утащено отсюда: www.afisha.ru/article/pundits-strugatskiy/

Советы старейшин Борис Стругацкий, писатель, 78 лет

«Афиша» продолжает публиковать интервью с людьми, к чьему мнению могут прислушаться все и безоговорочно. В очередной части — разговор с писателем Борисом Стругацким.
Продюсер: Ирина Инешина. Интервью: Лев Данилкин



Борис Стругацкий, писатель, 78 лет

Фотография: Анна Федотова/ИТАР-ТАСС

Борис Стругацкий в 2002 году



«Братья Стругацкие» — проект военного переводчика Аркадия и астронома Бориса — просуществовали более 30 лет, написали «Трудно быть богом», «Улитку на склоне» и еще полтора десятка канонических романов и создали не просто литературный цикл, а эрзац-религию с чрезвычайно привлекательной для позднесоветской интеллигенции этической системой. После распада СССР и смерти старшего брата Стругацкие оказались востребованы новой элитой, которая увидела в описанном ими мире реализованную либеральную империю, граждане которой несут «бремя правого человека». Стругацкий-младший по-прежнему живет в Петербурге и изредка публикует собственные романы под псевдонимом С.Витицкий.



— Каково это — прочесть несколько своих биографий, раз в год примерно обнаруживать, что вышло новое твое жизнеописание?

— Тут главное — поменьше внезапных сенсаций в тексте. Вроде того, что ты, оказывается, по образованию биолог, а брат твой — участник боев на Пулковских высотах. Ко всему прочему быстро привыкаешь и листаешь книжку, как уже читаный роман про какого-то смутно знакомого человека.


читать дальше
По ссылке есть, во-первых, еще любопытные фотографии, а во-вторых, не менее любопытные комментарии. И нормальное форматирование там тоже есть.

@темы: «Гадкие лебеди», «Далёкая Радуга», «Обитаемый остров», «Трудно быть богом», «Хищные вещи века», Б. Стругацкий, Интервью, Перепост, Ссылки, Улитка на склоне, Что сказали Стругацкие

03:47 

Воспоминания зам. главреда ж-ла "Байкал" Владимира Бараева

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Оригинал взят у ЖЖ-юзера lartis здесь: a href="lartis.livejournal.com/844323.html

Последние залпы по шестидесятникам

Многие думают, что мятежный дух будоражил лишь Москву и Ленинград. Однако он проник и на окраины страны. Поэтому Всемирная паутина до сих пор колышется от воспоминаний о шестидесятниках, о Пражской весне 1968 года; волнениях студентов Сорбонны и других университетов Европы и США.

В 1966 году, став заместителем главного редактора журнала «Байкал», я решил поднять интерес к нему произведениями не только сибиряков, но и видных писателей страны. Осенью 1967 года я приехал в Москву, познакомился с вдовой М. Булгакова Еленой Сергеевной.

Наученная горьким опытом, она никому не давала рукописи на дом. За десять дней я прочёл у Елены Сергеевны на Суворовском бульваре «Багровый остров», «Зойкину квартиру», «Собачье сердце»… И узнал гостеприимство булгаковского дома. Елена Сергеевна позвонила писателю К. Симонову и режиссеру Р. Симонову. Константин Михайлович как председатель фонда литературного наследия Булгакова дал добро на публикации в «Байкале», а Рубен Николаевич написал воспоминания об успехе «Зойкиной квартиры» в 1920-х годах в театре им. Вахтангова. А. Стругацкий вручил мне «Улитку на склоне». А. Белинков, литератор, сидевший в одном лагере с Солженицыным, дал главу из книги о Юрии Олеше.

........

Но привезённое из Москвы ещё нужно было довести до печати. Я опубликовал в Улан-Удэ, Иркутске статью о планах «Байкала» со снимками Чуковского, братьев Стругацких, Булгаковой. Бронепрожигающая боеголовка Корнея Ивановича помогла опубликовать Белинкова. Это подняло интерес читателей к журналу.

И вот вышел первый номер «Байкала» 1968 года. Успех феерический. Письма из Москвы, Владивостока, Риги, Киева, Польши, Чехословакии. Тогда «Байкал» расходился в 135 странах. Люди восторгались не только «Улиткой на склоне», но и иллюстрациями к ней С. Гансовского, сделавшего рисунки в стиле пуантилизма, и главой А. Белинкова, статьями Ф. Зигеля о летающих тарелках, А. Зайцева «Боги приходят из космоса».

13 марта 1968 г. я привёз в Москву сто экземпляров журнала «Байкал» №1. Отнёс их А. Стругацкому, С. Гансовскому, А. Белинкову, другим авторам. С Аркадием Викторовичем встретился в Доме творчества «Елино», где он тогда жил с женой Наташей. Он написал на титуле журнала: «Дорогому и милому Володе Бараеву. Это не я Вам, это Вы мне подарили первый кусочек книги об Олеше. С искренним уважением и глубокой благодарностью. 15 марта 1968 г. Ваш Аркадий». Узнав, что я остановился в гостинице, он отдал ключи от своей квартиры на Малой Грузинской, 31. Ко мне приехали Натан Эйдельман, Лариса Васильева. Мы отметили успех «Байкала».

Шум начался с «Улитки на склоне». В середине 60-х книги Стругацких с трудом проходили цензуру, в 1967-м на них наложили вето. Я хорошо знал, на что шёл. Первая часть «Улитки» - «Лес» вышла ранее в Ленинграде, а «Байкал» издал вторую часть - «Управление». Когда цепь замкнулась, соединение частей превысило критическую массу и произошёл взрыв небывалого интереса читателей. Стоимость первого номера «Байкала» на чёрном рынке выросла с 60 копеек до 100 рублей. Чувствуя, что это добром не кончится, я поместил на обложке №2 гравюру «Байкал перед штормом».

                                        

И гром грянул. Из Москвы чуть ли не залпом вылетели критические стрелы: «Советская Россия» - по Стругацким, «Литгазета» - по Белинкову, «Наука и религия» - по «Богам из космоса», «Огонек» - по «летающим тарелкам». Добрые строки в «Новом мире» только насторожили ЦК КПСС, ведь Твардовский был на грани отставки.

Первого секретаря Бурятского обкома партии А.У. Модогоева вызвали в Москву. Завотделом пропаганды ЦК КПСС В.И. Степаков отчитал его за то, что «Байкал» «публикует московских евреев». Десять лет журнал выходил тихо, и вдруг Андрею Урупхеевичу «пришлось, как мальчишке, целый час стоять перед Степаковым».

.......

Материал полностью здесь.

Дополнительно:
Интервью Владимира Бараева:
www.moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=1179...

@темы: Воспоминания, Интервью, История, Перепост, Ссылки, Улитка на склоне, Что сказал @автор, управление-вид-сверху, что сказал Google

03:03 

Очередной кусочек оффлайн-интервью

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Утащено отсюда: www.rusf.ru/abs/int0162.htm#30

Уважаемый Борис Натанович!
       Я только недавно познакомился с Вашим творчеством. После прочтения Пикника на обочине прочитал Страну Багровых туч.
       Почему персонажи такие гротескные? Такими Вы видели людей будущего? Без изъянов? Без червоточин, без комплексов, слабостей, с абсолютной волей? Вы понимали, что так быть не может, таких людей не существует?


Мойзик Кирилл <moizik@gmail.com>
Россия - 03/30/12 19:13:38 MSK


       Честно говоря, не понимаю Вас совсем. Вы упрекаете авторов в том, что их герои идеализированы? Но критика 60-х упрекала нас более всего за то, что герои «Страны» исполнены изъянов, слабостей, речь их замусорена, душевные червоточины вызывают у читателя тягостное чувство неудовлетворенности. «И такими вот вы видите людей будущего?!!!», спрашивали они несчастных авторов, которые, на самом деле, виноваты были только в том, что уверены были: человеки меняются медленно (в отличие от технологий), и человек начала 21-го века мало будет отличаться от наших современников середины 20-го: и слабости у него обязательно будут, и червоточинки, и от комплексов ему никуда не деться. (Кстати, так оно и вышло, что я наблюдаю воочию.) В этом пункте мы с Вами, вроде бы, согласны. Но, может быть, Вы считаете «идеализированными» нашего краснолицего танкиста Быкова, человека, исполненного достоинств, но при этом жесткого, солдафонистого и вообще достаточно далекого от идеала (в понятии авторов)? Или холеного «барина», вполне гламурного (хоть и не было тогда такого слова) светского льва и пижона Юрковского? Тогда авторам остается только руками развести: воистину, сколько читателей, столько обнаружится и мнений.


читать дальше

@темы: Ссылки, Перепост, Интервью, Б. Стругацкий

02:31 

Завидовать, конечно, дурно...

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Но вот Lartis пишет здесь - fantlab.ru/blogarticle19646 ...

Авторская колонка «Lartis»

Автографы Бориса Стругацкого
Статья написана 27 марта 17:14
Размещена в авторской колонке Lartis

Наткнулся сегодня на забытый мною автограф Бориса Стругацкого вот на этом издании "Понедельника" и "Сказки":




Не помню уже точно, при каких обстоятельствах БНС мне подписал книгу:



Больше автографов - здесь

@темы: Фотографии и картинки, Ссылки, Перепост, Библиофильское, Б. Стругацкий, Автографы

03:35 

И немного о библиографии

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Утащено отсюда: www.rusf.ru/abs/sb1203.htm


СТРУГАЦКИЕ. ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
МАРТ 2012

(на русском языке)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
     
Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Извне / Компьютерный дизайн М.Хафизова; Отв. ред. Н.Ютанов; Вып. ред. Н.Краюшкина; Худож. ред. О.Адаскина. – М.: АСТ; Астрель; СПб.: Terra Fantastica, 2011. – 224 с. 2.000 экз. (п) ISBN 978-5-17-058763-6; ISBN 978-5-271-38429-5; ISBN 978-5-7921-0793-9.
Содерж.:
С. 5-96: Извне: Повесть в трех рассказах
Рассказы
С. 99-128: Шесть спичек
С. 129-163: Забытый эксперимент
С. 164-188: Чрезвычайное происшествие
С. 189-216: Испытание «СКИБР»
С. 217-223: Бедные злые люди


ПУБЛИЦИСТИКА
     
Зинчук Андрей. Очень: Петербургские сказки / Предисл. Б.Стругацкого (С. 3); Рис. И.Яблочкиной; Ред. Н.Нечехова. – СПб.: Б&К, 2003. – 168 с. 3.000 экз. ISBN 5-93414-097-3.
     
Сноб. Герои: 30 лучших очерков 2008-2011 / Сост. С.Николаевич; Оформл. переплета И.Баранова; Фоторедактор Т.Базилевский; Ред. А.Черникова; Отв. ред. Е.Шубина; Вып. ред. Д.Хасанова. – М.: Астрель, 2011. – 656 с. 4.000 экз. (п) ISBN 978-5-271-38531-5.

Содерж.:
С. 335-355: Быков Дмитрий. Мировая война Бориса Стругацкого: Почему Борис Стругацкий в своих книгах всегда пишет о войне


Клюева Бела. Бабушка русской фантастики / Беседовала В.Камша // Ваш тайный советник (СПб.). – 2004. – 29 нояб. (№ 46). – С. 24-25.

Цитируется высказывание Бориса Стругацкого

     
Стругацкий Борис. «Если книгу не стоит перечитывать, то ее и читать не стоило» / [Беседовала] О.Генина; Фотографии В.Ларионова, Д.Новикова // Литгид (М.). – 2011. – № 1. – С. 4-7. – (Авторитетное мнение).

Стругацкий Борис. Рекомендации героев номера // Литгид (М.). – 2011. – № 1. – С. 64.



ПОДРАЖАНИЯ, ПАРОДИИ, ПРОДОЛЖЕНИЯ

     
Буторин Андрей. Клин: Фантаст. роман / Отв. ред. А.Синицын. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 281 с. – (S.T.A.L.K.E.R.). 10.000 экз. (о) ISBN 978-5-17-074269-1; ISBN 978-5-271-36102-9.
     
Выставной Владислав. Убить зону: Фантаст. роман / Компьютерный дизайн А.Барковской; Отв. ред. А.Синицын. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 348 с. – (S.T.A.L.K.E.R.). 60.000 экз. (п) ISBN 978-5-17-073240-1; ISBN 978-5-271-34800-6.
     
Зорич Александр, Володихин Дмитрий. Группа эскорта: Фантаст. роман / Отв. ред. А.Синицын. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 320 с. – (S.T.A.L.K.E.R.). Доп. тираж 15.000 экз. (о) ISBN 978-5-17-074124-3; ISBN 978-5-271-36150-0.
     
Лазарчук Андрей. Спираль: Фантаст. роман / Компьютерный дизайн Ж.Якушевой; Отв. ред. А.Синицын. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 345 с. – (S.T.A.L.K.E.R.). 20.000 экз. (п) ISBN 978-5-17-073630-0; ISBN 978-5-271-35888-3.
     
Тумановский Ежи. Два мутанта: Фантаст. роман / Отв. ред. А.Синицын. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 381 с. – (S.T.A.L.K.E.R.). 10.100 экз. (п) ISBN 978-5-17-073629-4; ISBN 978-5-271-36116-6; ISBN 978-985-16-9850-5.
     
Фенх Анна. Ружья еретиков: Фантаст. роман / Сер. оформл. А.Кудрявцева; Худож. В.Люлько; Отв. ред. Я.Ашмарина; Ред. Я.Кельтский, Н.Воеводкин; Вып. ред. Н.Краюшкина. – М.: Астрель; СПб.: Terra Fantastica, 2012. – 413 с. – (Обитаемый остров). 5.100 экз. (п) ISBN 978-5-271-40173-2; ISBN 978-5-7921-0824-0.
     
Чернецов Андрей, Леженда Валентин. Век одиночества: Фантаст. роман / Сер. оформл. А.Кудрявцева; Худож. В.Люлько; Зав. ред. М.Сергеева; Отв. за выпуск В.Бакулин. – М.: Астрель, 2012. – 319 с. – (Обитаемый остров). 6.000 экз. (п) ISBN 978-5-271-39231-3; ISBN 978-985-18-0610-8.
     
Шульга Вячеслав. Берег дна: Фантаст. роман / Отв. ред. А.Синицын. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 345 с. – (S.T.A.L.K.E.R.). Доп. тираж 25.000 экз. (п) ISBN 978-5-17-073636-2; ISBN 978-5-271-36119-7; ISBN 978-985-16-9853-6.



ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

Агентство F-пресс. Курсор // Если (М.). – 2012. – № 3. – С. 264-266. – (Хроника).
С. 254: Цикл книг о знаменитых фантастах продолжит Геннадий Прашкевич, уже выпустивший труды «Герберт Уэллс» и «Братья Стругацкие» (в соавторстве с Д.Володихиным). Сейчас писатель работает над книгой «Жюль Верн» для серии ЖЗЛ, в ближайших планах – Иван Ефремов и Станислав Лем.

Борисов Владимир. Спиральная динамика и Мир Полудня // Шанс (Абакан). – 2012. – 12-18 янв. (№ 2). – С. 4. – (Живой Журнал ШАНСа читают все!).

Первушин Антон. Экологическая катастрофа: [Об экологии в кн.: Уиндем Дж. Отклонение от нормы; Гаррисон Г. Подвиньтесь! Подвиньтесь!; Стругацкие А. и Б. Полдень, XXII век (Возвращение); в к/ф «Через тернии к звёздам»] // Мир фантастики (М.). – 2012. – № 2. – С. 62. – (Кн. ряд/Научно-популярная литература).

Растренин Петр. Тайные владыки Земли // НЛО (Невероятное. Легендарное. Очевидное) (М.). – 2007. – 4 июня (№ 23). – С. 26.
В частности, Стругацкие и Фармер о Союзе Девяти.


ЛИТЕРАТУРА О ПОСТАНОВКАХ И ЭКРАНИЗАЦИЯХ

     
Быков Дмитрий. И все-все-все: Сб. интервью. Вып. 3 / Оформл. С.Виноградовой; Вып. ред. Д.Савиных; Худож. ред. Т.Костерина. – М.: ПРОЗАиК, 2011. – 304 с. 3.000 экз. (п) ISBN 978-5-91631-117-4.
Содерж.:
С. 38-50: Бондарчук Федор. [Интервью]
С. 242-251: Серебряков Алексей. [Интервью]
     
Быков Ролан. Я побит – начну сначала!: Дневники / Предисл. Е.Санаевой «Друг последний мой – тетрадь...» (С. 6-7); Предисл. Е.Шубиной «От редакции» (С. 8); Сост. и комментарии Е.Санаевой; Подгот. текста Е.Шубиной; Худож. А.Рыбаков; В оформл. переплета исп. фотография О.Иванова; Зав. ред. Е.Шубина; Ред. Г.Беляева; Вып. ред. А.Шлыкова; Мл. ред. Т.Королева. – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 751 с. Доп. тираж 4.000 экз. (п) ISBN 978-5-17-066287-6; ISBN 978-5-271-27396-4.

В частности, о к/ф «Письма мёртвого человека» и разговорах с Б.Стругацким.
     
Сноб. Герои: 30 лучших очерков 2008-2011 / Сост. С.Николаевич; Оформл. переплета И.Баранова; Фоторедактор Т.Базилевский; Ред. А.Черникова; Отв. ред. Е.Шубина; Вып. ред. Д.Хасанова. – М.: Астрель, 2011. – 656 с. 4.000 экз. (п) ISBN 978-5-271-38531-5.
Содерж.:
С. 468-492: Гаррос Александр. Время Германа: Как режиссер Алексей Герман снимает свой «самый последний фильм»


В обзоре использована информация, полученная от Юрия Флейшмана.

@темы: Ссылки, Публицистика, Перепост, Критика, Интервью, Вторичное творчество, Воспоминания, Библиофильское, Библиография, Б. Стругацкий, «Извне»

02:05 

Плохо, брат, ты мадьяров знаешь, или Учи албанский, сцуко! - часть I

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Оригинал взят у ЖЖ-юзера david_2 в Плохо, брат, ты мадьяров знаешь, или Учи албанский, сцуко! - часть I

Года три назад я случайно узнал из ЖЖ, что в романе «Обитаемый остров» некоторые герои носят фамилии албанских писателей, была приведена пара примеров. Как оказалось, фанаты Стругацких про это знали давно, но я не фанат, я умеренный любитель. Тогда меня это просто позабавило, но не заинтересовало, прошел мимо. Но через некоторое время я вернулся к этой теме.

Небольшой поиск показал, что сами Стругацкие в разных интервью неоднократно утверждали, что основа имен и названий в романе венгерская, писатель и переводчик Евгений Витковский рассказывал, как в 1978-ом году спросил Аркадия Стругацкого, «почему у героев «Обитаемого острова» лишь слегка препарированные имена албанских писателей, взятые из статьи «Албанская литература» в первом томе Краткой литературной энциклопедии», на что Аркадий «посмотрел на меня как на змею и налил нам обоим коньяк вместо рюмок в стаканы» (вариант: «Он ответил, что был убежден — до этого никто никогда не докопается»), вообще часто упоминается, что авторы взяли фамилии в КЛЭ, возможно, это просто копируют Витковского, часто повторяется также, что фамилии якобы взяты из загадочного «справочника Союза албанских писателей» (вариант: из «списка членов Союза албанских писателей»), как источник упоминается телефонная книга Будапешта и т.д. и т.п.

Короче, ворох непроверенной противоречивой информации. Мне стало интересно, что же там с венграми и албанцами на самом деле. Подробное исследование, вполне возможно, кто-то уже проводил, но мне об этом неизвестно. Когда меня что-то интересует конкретно, а не «вообще», я начинаю копать сам.

Результаты раскопок, часть 1

@темы: Интервью, Лингвистическое, Неизвестные Стругацкие, Обитаемый остров, Перепост, Письма и дневники, Прообразы, Ссылки, Цитаты

01:10 

Плохо, брат, ты мадьяров знаешь, или Учи албанский, сцуко! - часть II

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Оригинал взят у ЖЖ-юзера david_2 в Плохо, брат, ты мадьяров знаешь, или Учи албанский, сцуко! - часть II


Часть I: david-2.livejournal.com/366327.html


Кто из героев ОО остался неохваченным? Дядюшка Каан, палеоантрополог Шапшу, кандидат Зойза, писатель Т. Куур, действительный рядовой Димба, провинция Айю, вор-рецидивист Киви Попшу, поэт Верблибен, мамаша Тэй, мадам Го, Илли Тадер, референт Кох, Калу-Мошенник, профессор Поррумоварруи, Дэк Потту (Генерал), наркоман Красавчик Кетри, мутант Бошку, принц Кирну, действительный рядовой Лепту, ротмистр Пудураш, княжество Ондол, остров Хаззалг, полковник Анипсу, агент Странника Кура (в черновике – Куру), агент Странника Тапа-Петушок (в черновике – Тапа-Курочка), младший советник юстиции Фильтик, генерал Шекагу, генерал Оду, полководец Габеллу, фельдмаршал Иза Петроцу, Тик Феску (Вепрь).

Для дальнейшего исследования мы предполагаем следующее: получив вышеописанный фундамент из БСЭ, для остальных героев авторы в основном придумывали имена сами, так, чтобы они были похожи по строю на «первую категорию» и не выпадали из общей фонетической системы. Иногда мы будем рассматривать возможность дополнительных венгерских либо албанских влияний, кроме этого рукописного перечня. Но в целом эта часть исследования стоит на более зыбкой почве, чем первая, потому что нет такой базы для сравнения, как перечень, а есть только предположения. Поэтому не будем забывать про сказанное БНС в офлайн-интервью о нахождении прототипов названий там, где авторы их вовсе не брали:
читать дальше

@темы: Прообразы, Письма и дневники, Неизвестные Стругацкие, Обитаемый остров, Перепост, Интервью, Лингвистическое, Цитаты, Ссылки

01:11 

Онлайн-конференция БНС 13.04.

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Информация отсюда: ria.ru/online/618975982.html и отсюда: my.mail.ru/community/abs/61BE794E4023E07E.html

Борис Стругацкий: о том, что сбылось, а что так и осталось фантастикой

Борис Стругацкий



14:00 13/04/2012

15 апреля Борису Стругацкому исполнится 79 лет. Писатель, сценарист, переводчик стал классиком научной и социальной фантастики. Борис Натанович вместе со своим братом Аркадием создали целый ряд произведений, на которых выросла страна. Даже далеким от фантастики людям, несомненно, хорошо известны такие названия как "Трудно быть Богом", "Отель "У погибшего альпиниста"", "Пикник на обочине". Книги Стругацких – это прежде всего интеллектуальные произведения, они послужили учебниками для многих читателей, которые возможно стали заслуженными учеными, писателями. О том, что сбылось, а что так и осталось фантастикой, о юношеских мечтах и зрелых разочарованиях расскажет Борис СТРУГАЦКИЙ.

Приём вопросов будет завершен 9 апреля в 16:00

@темы: Ссылки, Перепост, Интервью, Б. Стругацкий

00:35 

Юбилейный Полдень...

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Оригинал взят у в Юбилейный Полдень...

отправился в печать.



Содержание

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ИСТОРИИ, ОБРАЗЫ, ФАНТАЗИИ
Александр Тюрин, Александр Щёголев «КУНСТКАМЕРА». Блиц-роман
Марина и Сергей Дяченко «ЗАЛИТЫЙ СОЛНЦЕМ ВЕСЕННИЙ ПЕРРОН». Рассказ
Михаил Успенский, Сергей Швецов «КУРЫ ДЛЯ ВОСЬМОГО». Рассказ
Евгений Лукин «ПРИЗРАКИ». Рассказ
Святослав Логинов «ВОСКРЕСЕНЬЕ». Рассказ
Андрей Хуснутдинов «НЕОПАЛЕО». Рассказ
Олег Кожин «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ». Рассказ
Константин Ситников «БЕЗ ПЕРЕДЫШКИ». Рассказ
Антон Горин «МНЕ ЭТО НЕ ПО ЗУБАМ…». Рассказ

ЛИЧНОСТИ, ИДЕИ, МЫСЛИ
Вячеслав Рыбаков «ПОПЫТКА К ПОЛДНЮ»

ИНФОРМАТОРИЙ
Финалисты премии «Полдень» — 2012
Финалисты «АБС-премии» — 2012
Наши авторы

Первый день продаж - 21 апреля.

@темы: Полдень XXI век, Перепост

02:52 

Раз уж к слову пришлось...

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот здесь - lartis.livejournal.com/851558.html - ЖЖ-юзер lartis - вспомнил статью Стругацких о книге Гансовского. И не только вспомнил, но и воспроизвел ее часть. А я порылась - и нашла остальное. Не пропадать же найденному?

Так что вот эта статья.

Стругацкий А., Стругацкий Б. НАУКА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ: [Рецензия на книгу С.Гансовского "Шесть гениев"] // Литературная Россия. - 1966. - 19 авг. - С. 19.

Не совсем обычная эта фантастика. Не традиционная. Нет здесь полыхающих нестерпимым пламенем дюз, нет бесчисленных мигающих лампочек на пультах, нет хитроумных кибернетических устройств. Словом, если вы ждете подробных и недостоверных сведений о странных формах жизни, населяющей неведомые планеты в иных звездных системах, или рассказ о потрясающих воображение происшествиях со смельчаками учеными в подземных лабораториях, или еще что-нибудь в этом роде, - смело закройте эту книгу. Впрочем, погодите, не закрывайте.

Все-таки книга эта - сборник научно-фантастических произведений, написанных сильным, глубоко чувствующим человеком. И предметов его книги является не наука в ее грядущих ипостасях, не научная мечта и уж, конечно, не популярные рассуждения о современных достижениях науки. Разумеется, такие темы тоже нужны, книги на такие темы тоже необходимы, и их много, хороших и плохих, и их читают с интересом, ведь читатель в нашей стране любознателен и требует пищи для воображения, именно сейчас, немедленно, когда очевидны исполинские успехи науки, когда наука у всех на глазах начала поистине триумфальное шествие в туманное будущее, когда всякому ясно, какую огромную роль отныне будет играть наука в истории человечества.
Всем ясно, какую огромную роль будет играть наука. И все-таки, _какую_?

читать дальше

@темы: История, Книги, Критика, Перепост, Публицистика, Ссылки, Цитаты, Что сказали Стругацкие

02:55 

БНС накануне 79-летия...

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
05:38 

Онлайн-конференция БНС

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Некоторое время назад мы писали, что на сайте РИА НОВОСТИ объявлен прием вопросов для онлайн-конференции с БНС. Потом прием вопросов закончился, а конференция состоялась.

Отчет о ней утащен отсюда: ria.ru/online/618975982.html

online конференции

Борис Стругацкий: о том, что сбылось, а что так и осталось фантастикой

гости



Борис Стругацкий




14:00
13/04/2012

15 апреля Борису Стругацкому исполнится 79 лет. Писатель, сценарист, переводчик стал классиком научной и социальной фантастики. Борис Натанович вместе со своим братом Аркадием создали целый ряд произведений, на которых выросла страна. Даже далеким от фантастики людям, несомненно, хорошо известны такие названия как "Трудно быть Богом", "Отель "У погибшего альпиниста"", "Пикник на обочине". Книги Стругацких – это прежде всего интеллектуальные произведения, они послужили учебниками для многих читателей, которые возможно стали заслуженными учеными, писателями. О том, что сбылось, а что так и осталось фантастикой, о юношеских мечтах и зрелых разочарованиях расскажет Борис СТРУГАЦКИЙ.

читать дальше

@темы: Ссылки, Публицистика, Перепост, Интервью, Б. Стругацкий

04:19 

Борис Стругацкий: не буду работать с кино и писать беллетристику

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Утащено отсюда: ria.ru/culture/20120413/625199876.html

Борис Стругацкий: не буду работать с кино и писать беллетристику

контекст

Феномен Стругацких
Борис Стругацкий доволен экранизацией романа "Обитаемый остров"


© Фото: Сергей Бережной

МОСКВА, 13 апр - РИА Новости.

Писатель-фантаст Борис Стругацкий, которому 15 апреля исполнится 79 лет, рассказал, какие из его произведений стали предсказанием реального будущего, а какие так и остались вымыслом, назвал свои любимую и нелюбимую книги из собственного творчества и самую удачную, на его взгляд, экранизацию во время онлайн-конференции в РИА Новости в пятницу.

Стругацкий признался, что за последние 50 лет никакой переоценки собственного творчества у него не случилось. Самым любимым и уважаемым его произведением по-прежнему остается первая "некоммунистическая" повесть 1965 года "Улитка на склоне", а самым нелюбимым - "Страна багровых туч".


читать дальше

@темы: Ссылки, Перепост, Интервью, Б. Стругацкий

05:49 

''Сталкер'' в Америке

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ЖЖ-юзер lartis вот здесь - lartis.livejournal.com/853862.html - рассказал, а вот тут - www.svobodanews.ru/content/transcript/24550372.... - оказались подробности.



Борис Парамонов
Опубликовано 16.04.2012 23:00


Александр Генис: На американском книжном рынке произошло крайне необычное событие. Крупное издательство выпустило первым тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров книгу известного романиста и взыскательного критика Джефа Дайера ''Зона'', целиком посвященную беспрецедентно детальному разбору фильма Андрея Тарковского ''Сталкер''. Такой книги нет и на русском. Она – словно приуроченный к 80-летию Тарковского, щедрый оммаж гению русского режиссера, у которого есть немало поклонников среди американских художников. Один из них  - ведущий видеоартист  США Билл Виола - в его честь даже сына назвал Андреем. И так повсюду. В Японии, скажем, Тарковского ставят рядом с Достоевским и переводят стихи Арсения Тарковского, чтобы поэзия отца помогла понять фильмы сына. А в прошлом году я побывал в Таллинне на фестивале Тарковского, где нам показали гигантское здание бывшей электростанции - этакий промышленный Пиранези. Вот тут-то  и снимался ''Сталкер''. Теперь это мемориальная ''зона'', куда водят туристов, и их можно понять. ''Сталкер'' - культовый фильм, который с огромным трудом, но все-таки объединил эзотерическое кино Тарковского с  популярной фантастикой  Стругацких.

Как рассказывает Борис Стругацкий, длинный ряд отвергнутых режиссером сценариев показывает, что в исходном тексте, в повести “Пикник на обочине”, Тарковского интересовал исключительно “генератор непредсказуемости” - Зона.  Нещадно отбрасывая весь научно-фантастический  антураж, режиссер переводил произведение Стругацких на язык символов.   Зона у Тарковского - это “Поле Чудес”, где может произойти все, что угодно, ибо здесь не действуют законы, навязываемые нам природой.


читать дальше

@темы: Книги, Критика, Перепост, Ссылки, Сталкер, Фильмы, Экранизации

05:52 

ВООБРАЖАРИУМ СТРУГАЦКОГО

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ЖЖ-юзер lartis здесь - lartis.livejournal.com/854489.html - рассказал, а тут - www.primerussia.ru/№-6-9/voobrazharium-strugats... - собственно оригинал.

ВООБРАЖАРИУМ СТРУГАЦКОГО

Журнал: 
№ 6 (9)



БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ – УНИКАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН, ДАЛЕКО НЕ ТОЛЬКО ЛИТЕРАТУРНЫЙ. ВО ВРЕМЕНА, КОГДА РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ БЫЛИ ТАБУИРОВАНЫ, А КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – СКОМПРОМЕТИРОВАНА, СТРУГАЦКИЕ ВЫСТРОИЛИ ЦЕЛЬНУЮ ФИЛОСОФСКУЮ СИСТЕМУ, СКОНСТРУИРОВАЛИ НРАВСТВЕННУЮ ПЛАТФОРМУ. ЕСЛИ НЕ ВСЯ НАЦИЯ, ТО ЕЕ ЛУЧШАЯ ЧАСТЬ СТАРАЛАСЬ ЖИТЬ «ПО СТРУГАЦКИМ». НА «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ», «ПИКНИКЕ НА ОБОЧИНЕ», «УЛИТКЕ НА СКЛОНЕ», «ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ» ВЫРОСЛО НЕСКОЛЬКО ПОКОЛЕНИЙ ЧИТАТЕЛЕЙ; ИМЕННО СТРУГАЦКИЕ СМОДЕЛИРОВАЛИ НЕВООБРАЗИМЫЕ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ РОМАНОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, В КОТОРЫХ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ БУДУТ СДЕЛАТЬ САМЫЙ ВАЖНЫЙ В ЖИЗНИ НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР; ИМЕННО МАНЕРА СТРУГАЦКИХ АФФЕКТИРОВАННО АКЦЕНТИРОВАТЬ СВОЮ ЭТИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ ПОЗВОЛИЛА ИХ ЧИТАТЕЛЯМ НЕ ДЕГРАДИРОВАТЬ НРАВСТВЕННО В УСЛОВИЯХ, КОГДА РЕКЛАМИРОВАЛИСЬ СОВСЕМ ДРУГИЕ ИДЕАЛЫ; ИМЕННО СТРУГАЦКИЕ, АВТОРЫ ЦИКЛА О МИРЕ ПОЛУДНЯ, ОКАЗАЛИСЬ ИДЕАЛЬНЫМИ ФУТУРОЛОГАМИ, КОТОРЫЕ ПОКАЗАЛИ, ЧТО САМЫЙ ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ОБОРАЧИВАЕТСЯ КАТАСТРОФОЙ, ЕСЛИ РАДИ НЕГО ЛЮДЯМ ПРИХОДИТСЯ ИДТИ НА СДЕЛКУ С СОВЕСТЬЮ И ПОЖЕРТВОВАТЬ ТЕМ, ЧТО ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ ЛЮДЬМИ, – СОВЕСТЬЮ. АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ УМЕР В 1991; БОРИС НАТАНОВИЧ – СЕЙЧАС ЕМУ 78 - ПРОДОЛЖАЕТ ПИСАТЬ.
ПО ПРОСЬБЕ PRM ПИСАТЕЛЬ АЛЕКСАНДР ГАРРОС ПОГОВОРИЛ С ПИСАТЕЛЕМ БОРИСОМ СТРУГАЦКИМ О ФУТУРОЛОГИИ, КОСМОСЕ, АМЕРИКЕ И БУДУЩЕМ РОССИИ. 



читать дальше

@темы: Интервью, Б.Стругацкий, Фотографии и картинки, Ссылки, Перепост

02:37 

"Трудно быть богом"

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
19.04.2012 в 17:34
Пишет [J]Лён дАэл[/J]:

"Трудно быть богом"


Что: спектакль "Трудно быть богом" (А. и Б. Стругацкие)
Где: театр "Русский терем" (м.Курская, Костомаровский пер. д.3, стр.1)
Когда: 26 апреля, в 19.00
Цена вопроса: от 300р.
Ссылка и подробности: http://www.teremru.ru/

URL записи

@темы: Перепост, «Трудно быть богом», Театр, Ссылки

06:00 

Ответ БНС

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Утащено отсюда: www.rusf.ru/abs/int0163.htm

Всем, всем, всем!

БНС
Планета Земля - 04/19/12 19:29:31 MSK


       Друзья! Всех, кто поздравил меня в эти дни, я от души благодарю.
       Чем черт не шутит: когда столько хороших людей желают тебе здоровья одновременно, – может быть, и в самом сработает некий благотворный механизм и болезни попятятся? Это было бы недурно и своевременно.
                               Спасибо, спасибо, спасибо! Ваш        БНС

@темы: Ссылки, Перепост, Интервью, Даты, Б. Стругацкий

15:44 

А это - второй сонет-победитель

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
www.rusf.ru/abs/konkurs/k_son11.htm#l02

Михаил ХИМЧЕНКО
Цурэн. Сонет 52. Я

Быть может, жизнь моя прошла напрасно.
Бывало, что я трусил, было – лгал...
Но никогда друзей не предавал,
И спину не сгибал подобострастно.

Я часто пил вино взамен воды
И людям пел о жизни глупой, тяжкой.
За что порою получал с оттяжкой
От патриотов пламенных под дых.

Наш мир таков – воздастся всем по вере!
За ночью в сонный мир идет заря.
Я знаю, что стихи писал не зря,
И хоть немногим силы дал поверить –

Что скалы рвет упрямая вода,
Что пытки и костры – не навсегда...

И заключение БНС:
Борис Стругацкий: Цурэн МОГ ЭТО НАПИСАТЬ. И вот - написал!.

@темы: «Трудно быть богом», Вторичное творчество, Перепост, Сонет Цурэна, Ссылки, Фанфикшн

06:00 

На минуточку отвлечемся от сонетов Цурэна. С.Черняховский, "Несть пророка"

silent-gluk
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Отсюда: www.apn.ru/publications/print26433.htm

2012-04-26

Сергей Черняховский

Несть пророка
К дню рождения Бориса Стругацкого


Несколько дней назад, была дата, о которой не вспомнил практически никто. Это было 15 апреля. Говорили об Астрахани и Шеине, Пасхе и патриархе, его часах – чем угодно еще.

Это была не круглая дата. Но это – день рождения Бориса Стругацкого. Есть значительная часть общества, которая книги писателя Аркадия и Бориса Стругацкого знает чуть ли не наизусть. Но появились сегодня и те, кому эти имена даже и не слышал: в стране сегодня вообще мало читают.

И многие из тех, кто книги Стругацких и читал – видят в них лишь ее внешнюю форму: фантастику. Интересную и захватывающую. Одну из лучших в мире – но лишь фантастику, лишь увлекательную литературу.

Лишь меньшая часть – видит в них глубокую философию. Но и то – во многом лишь философскую литературу.

Может быть, играет роль то, что Борис Стругацкий – жив. Может быть то, что он с Аркадием – и наши соотечественники и для большинства читавших их – современники.

И общество не готово признать простую вещь – что перед нами Великие политические мыслители. И то, что их политическая философия изложена в художественной форме – само по себе мешает понять ее глубину. Хотя на самом деле это ничего не значит: «Утопия» Томаса Мора бала по форме типичным средневековым романом странствий. И почти таким же был «Город Солнца» Томазо Кампанеллы.

«Войне и миру» Толстого и романам Достоевского – никто не отказывает в философском содержании мирового значения. Не говоря о «Что делать» Чернышевского. Большая часть просветительской философии Вольтера изложена в его пьесах.

Практически все, что написали Стругацкие – это глубочайшие политико-философские и политико-этические произведения. Утопии. Антиутопии. Критические утопии.

В этом году исполняется и 50 лет выхода их исходной и базовой книге – «Полдень, 22 век». Развернутой утопии, написав которую Стругацкие стали писать и о том, какие проблемы могут возникнуть в этом «Мире Полдня» - мире построенного коммунизма. Потому в живом начале не может не быть проблем и противоречий – иначе оно станет мертвым. И писав об этом – они стали писать и о том, что мешает к этому миру идти – и как сложно может оказаться к нему идти.

Кто-то считал их диссидентами – и их критические романы – тот же «Обитаемый Остров» - пародией на Советский Союз того времени. На деле это не так – потому что мир, описанный в этом романе – это скорее мир современной России. Да и сам Борис Стругацкий писал, что это – роман о стране проигравшей войну – какой СССР во времена написания романа явно не являлся. «Некогда эта страна была значительно обширнее».

Они подписывали письма в защиту Синявского и Даниэля – и в ряде подобных других ситуаций – но никогда не публиковали по своей воле свои романы за границей – считая для себя это морально не допустимым. И искренне негодовали, когда их рукописи пиратски публиковал там профашистский «Посев» без их спроса.

И видя, что движение к миру их идеала, «миру, в котором им хотелось бы жить» явно начинает тормозиться – писали и о том, что мешает к нему двигаться – и о том, в какой ловушке можно оказаться испугавшись движения к нему. Отсюда целый ряд их антиутопий – их «Проклятые миры»: Сарракш, Гиганда, «Град обреченный».

Последний они написали, находясь по их словам, в состоянии идеологического вакуума, опасаясь, что до создания коммунизма – далеко, но не считая возможным «принять буржуазную идеологию, осознавая ее ущербность». И написали его об ужасе существования в деиделогизированном мире. Кстати, уже в прошлогоднем интервью на вопрос о том, с каким из их Миров он соотнес бы сегодняшнюю Россию, Борис Стругацкий ответил: «С миром Фрица Гейгера». - Это «Град обреченный» в той стали, когда его безумие и распад прекращены твердой рукой совершившего переворот автократора, установившего порядок, накормившего жителей. Справившегося с влившимися на Град катастрофами – но как понимает сам Фриц – в котором явно что-то не в порядке. Потому что нет целей. Нет смыслов. Нет искусства и ценностей.

И тот, кто однажды испугается идти вперед и вверх, идти в Будущее – будет обречен идти по кругу – зажатый между скалой и обрывом – и никогда никуда не придет.

А Будущее – оно, по мысли Стругацких, может оказаться совсем не таким, каким мы были готовы себе его представить – и еще нужно уметь его узнать.

Борис Стругацкий не скрывает, что последние двадцать лет он сознательно голосовал за самые рыночные партии – считая, что рынок нужен, чтобы обеспечить материальное изобилие. Но он никогда не скрывал и того, что не считает материальное изобилие главным – потому что если не будет «высокой теории воспитания», способной воспитать Нового Человека – то человек Мира Потребления – так и останется либо «желудочно-неудовлетворенным кадавром», жадно, пока не лопнет, пожирающим селедочные головы – либо станет «гением-потребителем» - который хочет всего и сразу - и в этом стремлении, соединенном с всемогуществом – готов уничтожить мир.

И, как он сам писал в последние годы – «Идеалы остались прежними» - как и полвека назад: Мир Полдня, в котором живут свободные и добрые люди, ни от чего не способные получать больше радости и наслаждения, нежели от своей работы. От любимого труда. Сущностно – это куда ближе к исходным представлениям классиков коммунизма, чем многие трудно читаемые абзацы более поздних партийных документов. И как коммунистические мыслители – Стругацкие ни в чем не уступают ни Мору, ни Кампанелле. И, по большому счету, во временном отношении после Маркса, Энгельса, Ленина (Кто-то скажет, что Сталина, кто-то – не согласится) – Стругацкие самые крупные коммунистические мыслители в истории.

Но дело даже и не в том, коммунисты они или либералы. Дело в том, что это величайшие мыслители, причем родившиеся и творившие в нашей стране. И один из них – к счастью жив. Ему исполнилось 79 лет – и нужно сказать то, что есть на самом деле – и отрыто признать их великими политическими философами, а не только писателями-фантастами.

И найти способ публично хотя бы к его 80-летию публично и официально отпраздновать этот юбилей, как национально значимую дату нашей страны. Возможно – объявив 2013 год годом Братьев Стругацких.

@темы: Критика, Б.Стругацкий, «Полдень, XXII век», «Обитаемый остров», «Град обреченный», Ссылки, Перепост

клуб любителей Стругацких

главная