Записи с темой: tiocfaidh ár lá (10)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
«Мышление — болезнь жизни»
11.12.2012 / № 118 / с. 11 / Илья Мирмов / Память / 9 комментариев

Сложно что—то писать. И были сомнения — нужно ли… На самом деле, лично у меня в душе складывается реквием не по человеку (пусть даже и выдающемуся), а реквием по всей настоящей литературе…

Доисторические писатели

(Великие писатели всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они — это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает)

Я, кажется, из того последнего по­коления, для которого Аркадий и Бо­рис Стругацкие были «нашим всем». Люди моложе меня лет на 10 (или даже мои ровесники, ВОВРЕМЯ не ознакомившиеся с творчеством бра­тьев Стругацких) уже не понимали, в чем цимес, и нередко просто отка­зывались читать более одного-двух произведений. Дескать, наивно, скуч­но и «ни о чем». А мы-то знали все книги без исключения и наперебой цитировали то «Понедельник начи­нается в субботу», то «Улитку на скло­не», то «Гадких лебедей».

Я был страшно горд своими пе­дагогическими достижениями, когда мой сын (90-го года рождения) с яв­ным удовольствием «проглатывал» все имеющиеся у меня произведе­ния АБС — от «простеньких», вроде бы «Трудно быть богом» и «Отелем у погибшего альпиниста», до наво­роченных «Миллиарда лет до конца света» и «Града обреченного». Бо­лее того, сын сам, без наводящих во­просов, характеризовал прочитан­ное на изысканно-одобрительном молодежном слэнге — короче, типа круто, и он даже не ожидал, что та­кую увлекательную фантастику могут сочинять «доисторические писате­ли». «Не хуже Стивена Кинга» — это в устах моего чада следовало считать наивысшим комплиментом. Так же как у меня книжные полки застав­лены Стругацкими — у него ломятся от Кинга. Но на темы «светлой иде­ологии Мира Полудня» или высоко­го единении душ сын «не парился».

Нечего читать

(Почему мы все—таки и несмотря ни на что, должны идти вперед? А потому, что позади у нас — либо смерть, либо скука, которая тоже есть смерть)

Даже для таких вот юных «цените­лей» братья Стругацкие всего лишь «клевые фантасты, умеющие зажечь». А для нас (или скажем менее катего­рично — для многих из моих ровес­ников) творчество Аркадия и Бориса было… откровением… лучом света в темном царстве. Не знаю… Наверно, просто изменились времена, и сейчас ко всему куда более спокойное отно­шение. Нормально-потребительское. По молодости (как опять же многие из нас) я пытался писать «под Стру­гацких» или какие-либо продолже­ния их невероятных историй. Но мне и в голову не приходило, что такое можно публиковать.

А сейчас в «Ашане» (что харак­терно) на полках с десяток вариан­тов «сиквелов» «Обитаемого остро­ва». Зону из «Пикника на обочине» и вовсе размножили в сотнях направ­лений. Я пытался читать и то, и дру­гое и бросал на втором «шедевре». Какие-то дешевые деревянные ку­клы вместо живых людей. Не пик­ник на обочине, а пьянка под забо­ром… Я уже и не говорю о том, что язык Стругацких вообще мало до­ступен для воспроизведения. Зато как приятен и легок для чтения! АБС всегда помнили о том, что, какая бы серьезнейшая проблема ни обсуж­далась, писать надо ИНТЕРЕСНО.

И так-то, была, наверно, пара-тройка современных литераторов, чьих сочинений я ждал и восприни­мал с низким уровнем критичности. Теперь стало еще на одного меньше. По большому счету, читать нечего. Но я знаю способ. Закончу писать этот текст, пойду к своему книжно­му шкафу и возьму… Ну, например, «Отягощенные злом» — давненько не штудировал. Книги Стругацких можно перечитывать не реже раза в три года. Такое ощущение, что зна­комишься с ними заново.

Два экземпляра газет

(Приходя — не радуйся, уходя — не грусти)

Борис Стругацкий был почетным подписчиком нашей газеты. В пер­вые месяцы существования ТрВ мы довольно самонадеянно включили питерский адрес Бориса Натановича в список бесплатной рассылки, даже не поинтересовавшись, нужно ли это самому «почетному подписчику». Од­нако, судя по нечастым публикациям Стругацкого в ТрВ, Борис Натанович читал нашу газету внимательно. Хва­лил гораздо больше, чем критиковал, и это было настоящим поводом для гордости. По крайней мере для меня…

Мы слали Стругацкому два экзем­пляра. Не знаю уж, зачем. Наверно, думая, что знаменитый писатель вто­рой экземпляр «распространит сре­ди жильцов нашего жэка». Поздрав­ляя «Троицкий вариант» с выходом юбилейного, сотого номера, Борис Натанович со свойственным ему мягким ироничным юмором посе­товал на две газеты, приходящие с рассылкой. Мы сделали «работу над ошибками» — стали слать один эк­земпляр. Предыдущий номер ТрВ ушел в Питер, когда Бориса Ната­новича уже не стало…

Бессильные мира сего

(Это что—то вроде демократических выборов: большинство всегда за сволочь)

Давным-давно, более 15 лет назад, в Троицке по своим политическим делам побывал Егор Гайдар. После основного мероприятия Гайдар дол­го общался с местной прессой, кото­рую представляли редакторы тогда еще городского «Троицкого вари­анта». Беседа получилась очень со­держательной и вообще «за жизнь», а Егор Тимурович показал себя заме­чательным, многоплановым и совсем не «звездным» собеседником. Лично я не удержался и поинтересовался у Гайдара, как он относится к творче­ству своего тестя (Гайдар был женат на дочери Аркадия Стругацкого). До­словно ответа я сейчас не воспроиз­веду, но три идеи звучали примерно следующим образом. Очень харак­терно посмеиваясь, Егор Тимурович сказал, что, относись он плохо к твор­честву Стругацких, вряд ли бы женил­ся на дочери одного из них. С другой стороны, излишний пиетет к знаме­нитому отцу и трепетное отношение к его творчеству поначалу его, Тиму­ра, даже изрядно сковывали в смысле отношений с дочерью. Ну а напосле­док Гайдар сказал: «Мощные мужики, не только писатели, люди большие… Вот им бы страной руководить… Толь­ко им это не надо…».

Делая поправку на определенный романтизм данного высказывания, стоит отметить, что братья Стругацкие и так, без занятия каких-либо офи­циальных постов (будь то в полити­ке, а даже и в своей, литературной области), в каком-то смысле «руко­водили страной». Причем наиболее продвинутой и мыслящей ее частью. Креативным классом, как сказали бы сейчас. Но, как мало кто другой, АБС понимали, что «владеть умами», мо­жет быть, даже проще, чем реально руководить страной. Тем более та­кой, мягко говоря, странной, как наша. Недаром ведь последнее произве­дение Бориса Стругацкого, увидев­шее свет в далеком уже 2003-м, на­зывается «БЕСсильные мира сего».

Илья Мирмов

Цитаты Аркадия и Бориса Стругацких (gtquotes.blogspot.ru).

Отсюда: www.trv-science.ru/2012/12/myshlenie-bolezn-zhi...

@темы: Ссылки, Понедельник начинается в субботу, «Отель "У погибшего альпиниста"», «Гадкие лебеди», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Град обреченный», «За миллиард лет до конца света», Улитка на склоне, «Пикник на обочине», Б.Стругацкий, С.Витицкий, Бессильные мира сего, Отягощенные злом или Сорок лет спустя

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!

Борис Стругацкий: "Кого считать антисемитом?"

К 90-летию со дня рождения писателя

Геннадий ЕВГРАФОВ

«ЛОЖЬ… НЕНАВИЖУ»

В 2007 г. году на вопрос читателя, какое политическое устройство мира в произведениях «Волны гасят ветер», «Малыш» и т.д.: «идеальный коммунизм, идеальная демократия, идеальная анархия?.. люди там счастливы?», он ответил: «Мы писали мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. Изначально мы называли его коммунизмом. Потом, когда ясно стало, что в нашей стране коммунизма никогда не будет, – Обществом Светлого Будущего. А потом вообще перестали его как-либо называть. В нашем понимании это мир, в котором высшим наслаждением и источником счастья является творческий труд. Все прочее вырастает из этого принципа. И люди там счастливы, если им удается этот главный принцип реализовать. Дружба, любовь и работа – вот три кита, на которых стоит счастье тамошнего человечества. Ничего лучше этого мы представить себе не могли, да и не пытались». А через год уже на вопрос газеты «Невское время»: «Что тревожит более всего? Что вы не приемлете категорически?» ответил: «Времена категорических суждений и безусловной нетерпимости давно миновали. Но ложь, особенно официальную, освященную государством, ненавижу, пожалуй, по-прежнему. И боюсь. Потому что любая несвобода построена именно на лжи и на невозможности эту ложь опровергнуть».

ОТ АСТРОНОМА ДО ФАНТАСТА

Когда он родился, старший брат уже ходил во второй класс школы, где преподавала литературу его мать. Когда повзрослел, часто бегал в Государственный Русский музей, где отец работал научным сотрудником. А в расстрельном 1937-м, когда старшего брата отца, Александра, директора завода, арестовали, самого отца, Натана, исключили из партии и уволили с должности начальника краевого управления искусств в Сталинграде, которую он в то время занимал. Жизнь висела на волоске, но он рванулся в Москву искать справедливости и нашел. Такое случалось, но редко.

А потом была война, и Борис должен был умереть, но: «Меня и маму, – вспоминал он, – спасло то, что отец и брат эвакуировались, оставив нам свои продуктовые карточки».

На физфак ЛГУ его не приняли, но приняли на матмех, после окончания которого будущий фантаст начал свою службу астрономом в Пулковской обсерватории. Его мировоззрение сложилось к концу 1960-х, и с тех пор, говорил он в одном из интервью, «в мире не произошло ничего, что заставило бы меня это мировоззрение сколько-нибудь существенно подправить».

КАК МЫ ПИШЕМ

Большинство читателей всегда – во все времена – интересует, как пишут вдвоем. Как писали и братья Гонкуры, и не братья Ильф и Петров, и другие соавторы? На этот вопрос Борис Стругацкий ответил в одном из интервью в начале нового века: сюжеты всегда придумывают вместе, сначала писали и вместе, и порознь; затем пришли к мысли, что рациональнее – вдвоем. Один сидит за машинкой, другой расхаживает по комнате, текст придумывается и обсуждается постепенно, каждая фраза проговаривается по нескольку раз, пока оба не приходят к взаимному согласию и она не занимает своего места в рукописи. Разумеется, спорили до хрипоты, работа вдвоем – это постоянный спор, иначе ничего путного не получится. У них получилось.

Но Аркадий жил в Москве, а Борис – в Ленинграде, поэтому то старший приезжал к младшему, то младший – к старшему. Писали дома или в домах творчества. А идея писать вместе пришла как-то сама собой: оба сочиняли, обоих тянуло к фантастике, которой зачитывались с юных лет, и в середине 1950-х решили написать что-то свое, тем более, как им казалось, они точно знали, как и о чем надо писать.

Первый рассказ «Извне», написанный совместно, был напечатан в 1958 г. в журнале «Техника – молодежи», в 1959-м вышла первая книга «Страна багровых туч», затем в 1960-м – сборник рассказов «Шесть спичек», в 1962-м – повести «Путь на Амальтею» и «Стажеры», в 1963-м – «Далекая Радуга». И все эти повести и рассказы свидетельствовали о том, что в литературе появились новые оригинальные писатели со своей темой, незатасканными сюжетами и героями. На переломе тысячелетий Борис Стругацкий признавался: «Тогда молодые-нескромные, мы уже ставили перед собой задачу создать новую фантастику. Мы твердо понимали, что прежняя – барахло. Все нужно делать иначе».

И они сделали.

Настоящие Стругацкие – те, которые признаны классиками советской и мировой литературы (на сегодняшний день их произведения переведены на 42 языка, более 500 изданий увидели свет в России, Европе и Америке), – начались с повести «Трудно быть богом», написанной в 1964-м.

Но самым значительным своим произведением они всегда считали «Улитку на склоне». Вещь уникальную и по теме, и по сюжету, и особенно по языку, которую я бы отнес к литературным шедеврам не только советской литературы и не только конца 1960-х гг. – на все времена.

«ТИХО, ТИХО ПОЛЗИ, УЛИТКА…»

Эта повесть была самым необычным произведением братьев, стоящим для них, как говорил младший в 1987-м на одном из семинаров ленинградских писателей-фантастов, особняком: «Повесть, которая явилась определенным тупиком; повесть, повторить которую оказалось невозможным и которая, вероятно, не нуждается в повторении», повесть из двух частей, которую они написали за 14 дней в 1965 г.; повесть с самой трудной издательской судьбой. Одна часть – «Лес, или Кандид» – была опубликована в 1966 г. в сборнике фантастики «Эллинский секрет», изданном в Ленинграде, другая – «Управление, или Перец» – в двух номерах журнала «Байкал», выходившем в столице Бурятии Улан-Удэ.

На «Лес» идеологическое начальство внимания не обратило, но крайне негативно отреагировало на «Управление», потому что в этих же номерах была опубликована глава из рукописи Аркадия Белинкова «Поэт и толстяк» и Стругацкие попали под раздачу после того, как он остался за границей. Но вовсе нельзя исключать, что в Москве прочитали рецензию некоего В.Александрова в партийной газете «Правда Бурятии»: «Авторы не говорят, в какой стране происходит действие, не говорят, какую формацию имеет описываемое ими общество. Но по всему строю повествования, по тем событиям и рассуждениям, которые имеются в повести, отчетливо видно, кого они подразумевают. Фантастическое общество, показанное А. и Б. Стругацкими… – это конгломерат людей, живущих в хаосе, беспорядке, занятых бесцельным, никому не нужным трудом, исполняющих глупые законы и директивы. Здесь господствует страх, подозрительность, подхалимство, бюрократизм»… А прочитав, приняли меры.

Повесть о таком не светлом варианте будущего советской власти, провозгласившей своей целью строительство коммунизма, была запрещена, номера журнала «Байкал» были изъяты из библиотек и отправлены в спецхран. Напечатать ее целиком в Советском Союзе было невозможно. Можно было в Германии, до которой «Улитка» доползла, преодолев тщательно охраняемые границы родины, в 1972-м. Эмигранты из Народно-трудового союза опубликовали ее вместе с другой запрещенной сатирической повестью – «Сказкой о тройке» (своеобразным продолжением юмористической повести «Понедельник начинается в субботу», написанной в 1965 г.) – во Франкфурте-на-Майне в своем издательстве «Посев». С одной стороны – делая благое дело, но с другой – изрядно навредив советским (я подчеркиваю – советским) писателям Стругацким.

«Улитка» без движения пролежала в столе авторов несколько десятилетий, пока не доползла до полного своего издания на третьем году перестройки в 1988-м, как и «Сказка о тройке», опубликованная в том же году. Полностью подтверждая правоту утверждения Корнея Чуковского о том, что в России надо жить долго.

«НЕ ТЕ ВРЕМЕНА, РЕБЯТА!..»

«Сказка о тройке» задумывалась и писалась для «Детгиза», но получалось совсем не для детей старшего возраста. Беспощадную сатиру на советское общество отдали в «Молодую гвардию», но и там дружески сказали: «Не те времена, ребята, не те времена!». Боялись публиковать в журналах и альманахе научной фантастики и в Москве, и в Ленинграде. Но рискнули в Иркутске: местный альманах «Ангара» в двух номерах опубликовал эту язвительную сатиру, написанную в духе Салтыкова-Щедрина.

И началось… Местным обкомом КПСС повесть была признана «вредной в идейном отношении», главному редактору альманаха «Ангара» Ю.Самсонову и главному редактору Восточно-Сибирского книжного издательства В.Фридману был объявлен строгий выговор. Но этого показалось недостаточным, и редактора альманаха уволили. А поскольку повесть тайными тропами ушла за рубеж и, прежде чем была опубликована книгой, печаталась в «злостном, антисоветском журнальчике» «Грани», старшего брата, вспоминал младший, вызвали к секретарю по организационным вопросам Московской писательской организации тов. Ильину (бывшему не то полковнику, не то даже генерал-майору КГБ), который спросил его:

– Что такое НТС, знаете?

– Знаю, – с готовностью сказал Аркадий Натанович. – Машинно-тракторная станция.

– Да не МТС, а НТС! – гаркнул тов. Ильин. – Народно-трудовой союз!

– Нет, не знаю, – сказал Стругацкий и почти не соврал, ибо имел о предмете самое смутное представление.

– Так полюбуйтесь! – зловеще произнесло начальство и, выхватив из огромного сейфа белую книжечку, швырнуло ее на стол перед обвиняемым. Книжечкой оказался номер журнала «Грани», содержавший хорошо знакомый текст. После чего пообещал очень крупные неприятности.

Неприятностей братья не хотели и потому были вынуждены «выразить свое отношение к акту», который им «был неприятен», представлялся им «совершенно бессмысленным и бесполезным, да еще и бестактным по отношению к обоим». Они выразили, но так, что когда «выраженное» обoими братьями дошло до главного редактора «Литературной газеты» А.Чаковского, больше прожженного аппаратчика, нежели писателя, «который по замыслу начальства должен был опубликовать наше покаянное опровержение, то он, прочитав его, якобы произнес с отвращением: „Не понимаю, против кого они, собственно, протестуют – против «Граней» или против наших журналистов“, – и печатать ничего не стал».

«Дело» о публикациях закрыли, но до поры до времени, потому что повесть «Гадкие лебеди» (на мой взгляд, одно из самых лучших произведений Стругацких, стоящее в одном ряду с «Трудно быть богом», «Вторым нашествием марсиан», «Обитаемым островом», «Улиткой» и «Пикником на обочине») также была опубликована в Германии все тем же издательством «Посев» все в том же 1972 г. и была выставлена вместе с такими изданиями, как «Жизнь и судьба» Гроссманa, «Август 14-го» Солженицына и «Семь дней творенья» Максимова на Франкфуртской книжной ярмарке, о чем немедленно стало известно все тому же Ильину.

После так и не опубликованного «Литгазетой» «покаяния», как вспоминал Борис Стругацкий, они «тут же яростно принялись доканчивать первый черновик „Пикника“. Чтобы стереть поганую слизь с ленты пишущей машинки. Чтобы отбить привкус идеологической ипекакуаны во рту. Чтобы снова почувствовать себя если не человеками, то хотя бы вполне человекоподобными…».

«…ДЛЯ КАЖДОГО, КТО НЕ ГАД»

Они давно собирались попробовать свои силы в драматургии. Мечтали с 1960-х, но мечта осуществилась лишь в начале 1990-х, накануне путча 1991-го. Написали и назвали «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах».

Фантасты оказались самыми что ни на есть реалистами, потому что для них, в отличие от многих, пребывавших в перестроечном угаре, еще в конце 1980-х «было уже совершенно очевидно, что попытка реставрации должна воспоследовать с неизбежностью: странно было бы даже представить себе, чтобы советские вседержители – партийная верхушка, верхушка армии и ВПК, наши доблестные „органы“, наконец, – отдадут власть совсем уж без боя».

И поэтому в пьесе разыграли такую ситуацию: в один прекрасный день все жители города Питера – богачи, «политиканы», «дармоеды», ну и, конечно, «жиды» (аллюзия на немецкие листовки, расклеенные накануне Бабьего Яра в 1941-м, начинавшиеся со слов: «Жиды города Киева…») – получают повестки из некоей «спецкомендатуры ЭсА» («Социальной ассенизации»), предписывающие всем явиться на площадь им. Ленина с документами и вещами. Кто-то покорно готовится к неминуемым репрессиям, кто-то пытается, используя связи, избежать расправы. И только молодые герои собираются защищать старшее поколение. Но вдруг появляется Черный человек, который приносит постановление об отмене всех предыдущих повесток… В финале все смотрят на молчащий телефон…

Эпиграфом к пьесе Стругацкие взяли слова Рюноскэ Акутагавы:

«Назвать деспота деспотом всегда было опасно. А в наши дни настолько же опасно назвать рабов рабами».

Впервые она была опубликована в журнале «Нева» в сентябре 1990-го. В 1991-м Лев Дуров поставил ее в Театре на Малой Бронной. Затем ее ставили в Ленинграде, Воронеже и других городах.

Некоторые театры просили авторов изменить название, оставив только «Невеселые беседы при свечах», но они наотрез отказывались, потому что считали, рассказывал Борис Стругацкий, что все герои пьесы «независимо от их национальности, были в каком-то смысле „жидами“ – внутри своего времени, внутри своего социума, внутри собственного народа – в том же смысле, в каком писала некогда Марина Цветаева:

…Жизнь – это место, где жить нельзя:

Еврейский квартал…

Так не достойно ли во сто крат

Стать Вечным Жидом?

Ибо для каждого, кто не гад,

Еврейский погром…».

БОЛЬНОЙ ВОПРОС (ПРЯМАЯ РЕЧЬ Б.СТРУГАЦКОГО)

«Герой Ильфа и Петрова заявляет с законной гордостью: „Да, представьте себе, евреи у нас есть, а вопроса нету!..“ Прошло полстолетия с небольшим, и мы вдруг с некоторой даже оторопью обнаруживаем, что евреев у нас, можно сказать, почти уже и нет, а Вопрос – вот он, пожалуйста, сколько угодно, и с любыми оттенками…

Впервые я, мальчик домашний и в значительной степени мамочкин сынок, встретился с еврейским вопросом, оказавшись учеником первого класса ленинградской школы. Совершенно не помню, от кого именно, но от кого-то из моих новых знакомых я впервые услышал тогда слово „жид“…

В 1962 г. мы, братья Стругацкие, уже опытные литераторы… подали заявление в Союз писателей СССР… но в Союз нас не приняли ни по первому, ни по второму заходу…

В середине 1970-х один из диссидентов-правозащитников… давая в Нью-Йоркском аэропорту первое интервью, на вопрос: «Существует ли в СССР дискриминация евреев?» ответил: «Да. Но изощренная». Он имел в виду, что государственный антисемитизм в СССР всегда был и остается государственной тайной. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Что такое антисемитизм сегодня? Здесь и сегодня – в России, на переломе веков?

Кого считать антисемитом?

И как со всем этим рядом – жить?

Это не такие простые вопросы, как может кое-кому показаться.

…Перекошенная от застоявшейся ненависти рожа, корявый рот (с зубами через один), распахнутый в нутряном натужном реве: „Сионисты – в Израиль!.. В Из-ра-иль! В Из-ра-иль!..“

…А самый обыкновенный… порядочный человек, который на слове „еврей“ почему-то понижает голос, словно произносит нечто… малоприличное? Замечали такое?

По моим наблюдениям, антисемитизм вполне поддается классификации. Я бы выделил три основных класса (типа, вида, жанра):

Бытовой – он же коммунальный, он же эмоциональный… висит над нашей страной, как смог. Сама атмосфера быта пронизана им – точно так же, как матерной бранью, которую все мы слышим с младых ногтей и которая сопровождает нас до гробовой доски…

Рациональный, он же профессиональный – это уже более высокая ступень юдофобии, достояние людей, как правило, образованных, испытывающих определенную потребность обосновать свои реликтовые ощущения и обладающих способностями это сделать…

Зоологический, он же нутряной – единственная разновидность антисемитизма, носители которой гордятся собою…

Час настал – и мы увидели их всех. Ядовитый букет расцвел всеми красками. Теперь мы встречаемся с ними не только в местах общего пользования… – мы видим их в телевизоре, слышим по радио, мы даже можем читать их в соответствующих журналах и газетах…

И при всем том жизнь идет своим чередом и благополучно продолжается. В 1987 г…. на асфальте тротуара, недалеко от моего дома, появилась белой масляной краской старательно выведенная надпись: „Россия для русских“. Сегодня ее уже стерли многочисленные… подошвы, но зато на Дворцовой площади можно увидеть толпу под вдохновляющим лозунгом: „Место евреев – Освенцим“.

Огромно, стозевно и лаяй. А караван – идет…

Самое страшное, что может случиться с нами, – это возрождение государственного нацизма… Возрождение это зоологические встретят восторженным ревом, рациональные – обоснуют теоретически в сотнях статей и речей, а бытовые – молчаливо примут к сведению, готовые исполнять любые распоряжения начальства… Но все это сделается возможным только лишь с возвратом тоталитаризма, который провозгласит Империю и приоритет государства над личностью, уничтожит свободу слова, совести, информации и вновь пойдет громоздить тысячи тонн чугуна, стали, проката на душу населения. И вот тогда наступит ночь…»

ПОСЛЕ СМЕРТИ БРАТА

Аркадий умер в 1991-м. Борис тяжело пережил смерть брата, с горечью говорил, что после его ухода «сам образ жизни изменился. Все стало „не то“ – работа, мысли, мировосприятие». Писать одному без постоянных споров и молчаливого одобрения стало намного труднее – привык писать вдвоем. С горечью отмечал, что и сам уже, видимо, не тот.

И все-таки он нашел в себе силы и вновь взялся за перо, то бишь за пишмашинку, и под псевдонимом С.Витицкий издал две книги: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего». Псевдоним потому, что, как рассказывал в «Комментариях к пройденному», много лет назад договорился с Аркадием, что каждый из них, если «случится публиковать что-либо серьезное в одиночку, будет делать это только под псевдонимом».

Но только писать – уже было мало. Он продолжал руководить семинаром молодых писателей-фантастов, был членом жюри нескольких литературных премий и учредил свою – «Бронзовую улиткy», основал и возглавил альманах «Полдень. XXI век», в котором давал дорогу молодым, талантливым писателям-фантастам. Среди рукописей отбирал (на свой вкус) самые лучшие.

Он остался верен себе и своим убеждениям: в 2008-м вступился за арестованного лидера городского отделения партии «Яблоко» М.Резника, в 2010-м призывал оправдать М.Ходорковского и П.Лебедева.

Его жизнь оборвалась на 80-м году: один из самых известных советских писателей, сценарист, переводчик, создавший вместе с братом не один десяток произведений, получивших мировое признание; лауреат престижных литературных премий, среди которых специальный приз Всемирной организации научной фантастики «За независимость мысли», премия Фонда Владимира Высоцкого «Своя колея», вручаемaя тем, кто не изменил своим убеждениям; лауреат Государственной премии РСФСР по киноискусству им. братьев Васильевых за сценарий фильма «Письма мертвого человека», Борис Стругацкий, чьим именем вместе с именем его брата названа малая планета Солнечной системы, скончался 19 ноября 2012 г. в Санкт-Петербурге.

Однажды он заметил: «Писатель – не тот, кто пишет, а тот, кого читают». Братьев Стругацких читали, читают и будут читать.

"Еврейская панорама", Берлин

Отсюда: www.isrageo.com/2023/04/15/strug509/

@темы: Ссылки, Лес, Управление, Публицистика, Извне, Понедельник начинается в субботу, «Гадкие лебеди», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Путь на Амальтею», «Стажёры», «Волны гасят ветер», «Далёкая Радуга», Улитка на склоне, Сказка о Тройке, «Пикник на обочине», «Страна багровых туч», Б.Стругацкий, Витицкий, Поиск предназначения, Второе нашествие марсиан, Шесть спичек, Бессильные мира сего, "Жиды города Питера..."

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Бессильные мира сего, С. Витицкий (БНС), 2003 г. //... так в чем же все-таки сила?... //...

Непопулярный канал

О последнем романе, завершающем потрясающие миры братьев Стругацких, это видео...

Отсюда: youtu.be/t3DqEnC5zpo?si=4DlIIErC_2vcDCtZ



@темы: Видео, Ссылки, Витицкий, Бессильные мира сего

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Обсуждение романа С.Витицкого Бессильные мира сего

КЛФ ПРИТЯЖЕНИЕ

Встреча Ростовского Клуба любителей фантастики "Притяжение" в январе 2014 года. Обсуждение последнего романа Бориса Стругацкого "Бессильные мира сего".

Отсюда: youtu.be/6OshT92vrNg?si=mKdbOoZyAUCaJB9p



@темы: Видео, Ссылки, Витицкий, Бессильные мира сего

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Борис Стругацкий "Бессильные мира сего" | Книга о довольных жизнью супергероях

mmgraphicshow

Привет! Меня зовут Егор, и под псевдонимом Sai Kin я рисую картинки в интернете и не только. Но помимо рисования я очень люблю читать. И в данном ролике речь пойдет об интересном романе одного из лучших советских фантастов - книге Бориса Стругацкого "Бессильные мира сего".

Отсюда: youtu.be/TXBHZz9IRCQ?si=VFjM3pUu-H1u3wuH



@темы: Видео, Ссылки, Б.Стругацкий, Витицкий, Бессильные мира сего

05:30

32 том

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Славное издательство "Сидорович" (вкупе с ИП Олексенко) издало 32 и предпоследний (если не считать дополнительных томов) том Полного собрания сочинений Стругацких.

Том посвящен 2001-2004 годам.

I. Художественные произведения
С. Витицкий. Бессильные мира сего: роман
ВАРИАНТЫ РУКОПИСЕЙ И ИЗДАНИЙ
«Бессильные мира сего»

II. Публицистика
ОПУБЛИКОВАННОЕ
2001
Борис Стругацкий. [Об А. Етоеве]
Борис Стругацкий. [Об А. Зинчуке]
Борис Стругацкий. Интер(акти)вью 32
Борис Стругацкий. «Это страшный крест — быть из будущего»: интервью
Борис Стругацкий. С 10-летием, «Массаракш»!: реплика
Борис Стругацкий. Мордовия для меня — это Потьма: интервью
Борис Стругацкий. СМИ должны быть независимы друг от друга: статья
Борис Стругацкий. «Увеличим количество радости во Вселенной!»: интервью
Борис Стругацкий. «Готово будущее мне...»: интервью
Борис Стругацкий. Человек, который знает о космосе больше...: интервью
Борис Стругацкий. Продолжение «Заветного Списка» [для чтения]
Борис Стругацкий. «Волосатая обезьяна сидит внутри нас»: интервью
Борис Стругацкий. Мы сейчас на опасном вираже истории: интервью
Борис Стругацкий. [О рассказе А. Хуснутдинова «Фамилиал»]
Борис Стругацкий. InterView (интервью)
Борис Стругацкий. [Поздравление А. Герману]
Борис Стругацкий. Трудно быть человеком: интервью
Борис Стругацкий. [О фильме «Трудно быть богом»]
Борис Стругацкий. «Герман — и никто другой»: интервью
Борис Стругацкий. Господь не играет в кости, а вот история — сплошь и рядом: интервью
Борис Стругацкий. «X-files» — несусветная чушь!: интервью
Борис Стругацкий. Ответы на актуальные вопросы СМИ
2002
Борис Стругацкий. [О серии «Библиотека фантастики “Сталкера”»]
Борис Стругацкий. [О В. Заворотном]
Борис Стругацкий. Предисловие [к книге А. Щеголева]
Борис Стругацкий. Ненавижу вранье и предательство: интервью
Борис Стругацкий. Все мы вышли из НИИЧАВО: интервью
Борис Стругацкий. Страшная штука — эта «Цивилизация!»: интервью
Борис Стругацкий. «Лестно представить среди своих читателей Президента России»: интервью
Борис Стругацкий. «“Звездные войны” — банальная сказочка с убогим сюжетом»: интервью
Борис Стругацкий. «Фантастика стоит на трех китах»: интервью
Борис Стругацкий. [О творчестве М. и С. Дяченко]
Борис Стругацкий. Хочется жить, если ты молод, здоров и не подлежишь призыву в армию: интервью
Борис Стругацкий. «Надвигается мир беспощадный»: интервью
Борис Стругацкий. Расцвет фантастической сказки: интервью
Борис Стругацкий. Фугас, пробивающий стену: интервью
Борис Стругацкий. Борис Стругацкий в предчувствии новой эпохи: интервью
Борис Стругацкий. Остраненная проза: интервью
Борис Стругацкий. Ответы на актуальные вопросы СМИ
2003
Борис Стругацкий. Постскриптум: интервью
Борис Стругацкий. [О Галине Старовойтовой]
Борис Стругацкий. [Об А. Зинчуке]
Борис Стругацкий. [О Е. Некрасовой]
Борис Стругацкий. Гомо супер меня не привлекает: интервью
Борис Стругацкий. «Я бы сказал все-таки наоборот»: интервью
Борис Стругацкий. Новый человек будет создан: интервью
Борис Стругацкий. «Если хочешь, чтобы что-то произошло через сто лет, начинай прямо сейчас»: интервью
Борис Стругацкий. Главная задача фантастики — вызывать сопереживание: интервью
Борис Стругацкий. Не выставляя оценок...: интервью
Борис Стругацкий. «Фантастика — жила мощная»: интервью
Борис Стругацкий. Читателю хочется сказки: интервью
Борис Стругацкий. Чудо доступно только профессионалам: интервью
Борис Стругацкий. Усталость и немного удовлетворения: интервью
Борис Стругацкий. Будущее может быть только чужим: интервью
Борис Стругацкий. «Все не так страшно»: интервью
Борис Стругацкий. С годами пишется труднее: интервью
Борис Стругацкий. Нужно платить за всё: либо душами, либо жизнями, либо и тем и другим: интервью
Борис Стругацкий. Всю жизнь борюсь с собственной ленью: интервью
Борис Стругацкий. «Убейте в себе обезьяну»: интервью
Борис Стругацкий. О новый бодрый мир...: интервью
Борис Стругацкий. Аркадий мне снится по ночам: интервью
Борис Стругацкий. Волшебный сплав: интервью
Борис Стругацкий. Борис Стругацкий не ждет перемен: реплика
Борис Стругацкий. Человек, желающий странного: интервью
Борис Стругацкий. Как Изя Кацман стал Изяславом Шереметьевым: интервью
Борис Стругацкий. Над чем Вы сейчас работаете? Борис Стругацкий избегает фантастики: интервью
Борис Стругацкий. Портреты: интервью
Борис Стругацкий. Волшебство от Стругацкого: интервью
Борис Стругацкий. Хомо супер: интервью
Борис Стругацкий. Свинья жизни прожорлива и равнодушна: интервью
Борис Стругацкий. Борис Стругацкий — профессиональный читатель: интервью
Борис Стругацкий. Что день грядущий нам готовит: интервью
Борис Стругацкий. Трудно ли быть богом, или Особенности работы советского фантаста: интервью
Борис Стругацкий. «Какого еще оптимизма вам надо?»: интервью
Борис Стругацкий. «Жизнь без ошибок — это летаргический сон»: интервью
Борис Стругацкий. Журнал Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век»: интервью
Борис Стругацкий. Тоталитарный монстр и испорченность человека питают и дополняют друг друга: интервью
Борис Стругацкий. «Божьи мельницы мелют медленно»: интервью
Борис Стругацкий. Дон Румата вырос из Д’Артаньяна: интервью
Борис Стругацкий. Вменяемые «имперцы» — реальность нашего времени: интервью
Борис Стругацкий. Все «счастливые» миры похожи друг на друга, все «несчастливые» несчастливы по-разному: интервью
Борис Стругацкий. Ответы на актуальные вопросы СМИ
2004
Борис Стругацкий. [Об Андрее Зинчуке]
Борис Стругацкий. Трудно быть... джентльменом: интервью
Борис Стругацкий. «Народ изголодался по доброй сказке...»: интервью
Борис Стругацкий. [О повести Ю. Буркина «Королева белых слоников»]
Борис Стругацкий. «Самый интересный персонаж — Воланд!»: интервью
Борис Стругацкий. Слушаем Космос: реплика
Витицкий С. Академический выбор: речь
Борис Стругацкий. «Я люблю стратегии...»: интервью
Борис Стругацкий. Понедельник продолжается в субботу: интервью
Борис Стругацкий. Борис Стругацкий будет играть в S.T.A.L.K.E.R.: интервью
Борис Стругацкий. «Мы одной крови — вы и мы»: интервью
Борис Стругацкий. Извне: интервью
Борис Стругацкий. Наше время — время зрелищ: интервью
Борис Стругацкий. Ответы на актуальные вопросы СМИ
ИЗ АРХИВА
2001
Борис Стругацкий. Ответы на вопросы М. Латышевой
Борис Стругацкий. Мини-интервью Э. Геворкяну
2002
Борис Стругацкий. Ответы на вопросы «Литературной газеты»
Борис Стругацкий. Интервью для польского журнала «SFinks»
Борис Стругацкий. Интервью А. Житинскому
Борис Стругацкий. Ответы на вопросы журнала «Ф-Хобби»
Борис Стругацкий. Интервью газете «Я молодой»
Борис Стругацкий. Интервью итальянской студентке
2003
Борис Стругацкий. Глава 8 из книги В. Лебедько «Магия в профессии и творчестве»: интервью
Борис Стругацкий. Ответы на опрос «Независимой газеты»
Борис Стругацкий. Интервью болгарскому журналу
Борис Стругацкий. Ответы на опрос «Столичной вечерней газеты» о местных выборах
Борис Стругацкий. Ответ на опрос журнала «Шоколад»
Борис Стругацкий. О конгрессе фантастики «Странник»-2003: реплика
Борис Стругацкий. Интервью Санкт-Петербургскому Гуманитарному университету профсоюзов
Борис Стругацкий. Интервью «Еженедельному журналу»
2004
Борис Стругацкий. Ответ на опрос «Петербургского дневника»
Борис Стругацкий. Интервью рижскому журналу «Патрон»
Борис Стругацкий. Предисловие к повести А. Зинчука «Игра в DOOM»

III. Дневники. Записные книжки:
Борис Стругацкий. Дневник, 1995–2012
Борис Стругацкий и др. Дневник поездок, 2001–2004

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ:
Необходимые пояснения
Комментарии и примечания
Библиография. 2001-2004 гг.
Указатель имен
Указатель заглавий произведений и их аббревиатур

Купить можно здесь. Увы, уже 3.100 рублей плюс доставка...

@темы: Книги, Ссылки, Интервью, Дневники, Библиография, Публицистика, Библиофильское, «Трудно быть богом», Собрание сочинений, Витицкий, Бессильные мира сего, Полное собрание сочинений

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Михаил Востриков пишет:

Хромые прозревают, слепые начинают ходить, а бессильные перестают материться и становятся богами! А потому, что Добро всегда побеждает Зло! Ну, или почти всегда...

Глубокий ребут романа С.Витицкого "Бессильные мира сего" - второго и последнего в жизни самостоятельного романа Бориса Натановича Стругацкого под этим псевдонимом.

Неутихающий шквал критики этого произведения любимого писателя учтён! Ну, а что мы хотели..., когда брат Аркадий умер, а за окном - депрессивные 90-е, несбывшиеся надежды и полнейшая безнадёга!

author.today/reader/316606/2890067

Отсюда: vk.com/wall10805906_573

@темы: Ссылки, Вторичное творчество, Витицкий, Бессильные мира сего

06:00

32 том

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Славное издательство "Млечный путь" выпустило очередной том Полного собрания сочинений Стругацких. 32 и последний (33 был издан ранее).

Закончилась Эпоха Ожидания ПСС. Нет, и теперь есть еще чего ждать (например, 24 и последующих томов от "Сидоровича"; кстати, до отправки тома в печать осталось 19 экземпляров - ну что, на всю Россию не найдется 50 поклонников Стругацких???). Можно ждать еще электронные версии от того же "Сидоровича" (пока есть только 7 первых томов, по мере продажи остальных - да, это намек! - будут и другие тома). И, конечно, дополнительные тома (хотя как некоторые из них будут издавать и сколько они будут стоить - я боюсь и подумать).

Но все же ПСС как таковое издано. Пусть и в мягком переплете и "печатью по требованию".

Итак, подробности.

Том посвящен 2001-2004 годам.

Купить его можно здесь - litgraf.com/shop.html?shop=1 , а там видно. В 2 частях, 422 и 482 страницы, 28 и 30 долларов, плюс пересылка.

Содержание (обеих частей):

I. Художественные произведения
С. Витицкий. Бессильные мира сего
ВАРИАНТЫ РУКОПИСЕЙ И ИЗДАНИЙ
«Бессильные мира сего»

II. Публицистика
ОПУБЛИКОВАННОЕ
2001
Борис Стругацкий. [Об А. Етоеве]
Борис Стругацкий. [Об А. Зинчуке]
Борис Стругацкий. Интер(акти)вью 32
Борис Стругацкий. «Это страшный крест — быть из будущего»
Борис Стругацкий. С 10-летием, «Массаракш»!
Борис Стругацкий. Мордовия для меня — это Потьма
Борис Стругацкий. СМИ должны быть независимы друг от друга
Борис Стругацкий. «Увеличим количество радости во Вселенной!»
Борис Стругацкий. «Готово будущее мне...»
Борис Стругацкий. Человек, который знает о космосе больше.
Борис Стругацкий. Продолжение «Заветного Списка»
Борис Стругацкий. «Волосатая обезьяна сидит внутри нас»
Борис Стругацкий. Мы сейчас на опасном вираже истории
Борис Стругацкий. [О рассказе А. Хуснутдинова «Фамилиал»]
Борис Стругацкий. InterView (интервью)
Борис Стругацкий. [Поздравление А. Герману]
Борис Стругацкий. Трудно быть человеком
Борис Стругацкий. [О фильме «Трудно быть богом»]
Борис Стругацкий. «Герман — и никто другой»
Борис Стругацкий. Господь не играет в кости, а вот история — сплошь и рядом
Борис Стругацкий. «X-files» — несусветная чушь!
Борис Стругацкий. Ответы на актуальные вопросы СМИ
2002
Борис Стругацкий. [О серии «Библиотека фантастики “Сталкера”»]
Борис Стругацкий. [О В. Заворотном]
Борис Стругацкий. Предисловие [к книге А. Щеголева]
Борис Стругацкий. Ненавижу вранье и предательство
Борис Стругацкий. Все мы вышли из НИИЧАВО
Борис Стругацкий. Страшная штука — эта «Цивилизация!»
Борис Стругацкий. «Лестно представить среди своих читателей президента России»
Борис Стругацкий. «“Звездные войны” — банальная сказочка с убогим сюжетом»
Борис Стругацкий. «Фантастика стоит на трех китах»
Борис Стругацкий. [О творчестве М. и С. Дяченко]
Борис Стругацкий. Хочется жить, если ты молод, здоров и не подлежишь призыву в армию
Борис Стругацкий. «Надвигается мир беспощадный»
Борис Стругацкий. Расцвет фантастической сказки
Борис Стругацкий. Фугас, пробивающий стену
Борис Стругацкий. Борис Стругацкий в предчувствии новой эпохи
Борис Стругацкий. Остраненная проза
Борис Стругацкий. Ответы на актуальные вопросы СМИ
2003
Борис Стругацкий. Постскриптум
Борис Стругацкий. [О Галине Старовойтовой]
Борис Стругацкий. [Об А. Зинчуке]
Борис Стругацкий. [О Е. Некрасовой]
Борис Стругацкий. Гомо супер меня не привлекает
Борис Стругацкий. «Я бы сказал всё-таки наоборот»
Борис Стругацкий. Новый человек будет создан
Борис Стругацкий. «Если хочешь, чтобы что-то произошло через сто лет, начинай прямо сейчас»
Борис Стругацкий. Главная задача фантастики — вызывать сопереживание
Борис Стругацкий. Не выставляя оценок..
Борис Стругацкий. «Фантастика — жила мощная»
Борис Стругацкий. Читателю хочется сказки
Борис Стругацкий. Чудо доступно только профессионалам
Борис Стругацкий. Усталость и немного удовлетворения
Борис Стругацкий. Будущее может быть только чужим
Борис Стругацкий. «Все не так страшно»
Борис Стругацкий. С годами пишется труднее
Борис Стругацкий. Нужно платить за всё: либо душами, либо жизнями, либо и тем и другим
Борис Стругацкий. Всю жизнь борюсь с собственной ленью
Борис Стругацкий. «Убейте в себе обезьяну»
Борис Стругацкий. О новый бодрый мир..
Борис Стругацкий. Аркадий мне снится по ночам
Борис Стругацкий. Волшебный сплав
Борис Стругацкий. Борис Стругацкий не ждет перемен
Борис Стругацкий. Человек, желающий странного
Борис Стругацкий. Как Изя Кацман стал Изяславом Шереметьевым
Борис Стругацкий. Над чем Вы сейчас работаете? Борис Стругацкий избегает фантастики
Борис Стругацкий. Портреты
Борис Стругацкий. Волшебство от Стругацкого
Борис Стругацкий. Хомо супер
Борис Стругацкий. Свинья жизни прожорлива и равнодушна
Борис Стругацкий. Борис Стругацкий — профессиональный читатель
Борис Стругацкий. Что день грядущий нам готовит
Борис Стругацкий. Трудно ли быть богом, или Особенности работы советского фантаста
Борис Стругацкий. «Какого ещё оптимизма вам надо?»
Борис Стругацкий. «Жизнь без ошибок — это летаргический сон»
Борис Стругацкий. Журнал Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век»
Борис Стругацкий. Тоталитарный монстр и испорченность человека питают и дополняют друг друга
Борис Стругацкий. «Божьи мельницы мелют медленно»
Борис Стругацкий. Дон Румата вырос из Д’Артаньяна
Борис Стругацкий. Вменяемые «имперцы» — реальность нашего времени
Борис Стругацкий. Все «счастливые» миры похожи друг на друга, все «несчастливые» несчастливы по-разному
Борис Стругацкий. Ответы на актуальные вопросы СМИ
2004
Борис Стругацкий. [Об Андрее Зинчуке]
Борис Стругацкий. Трудно быть... джентльменом
Борис Стругацкий. «Народ изголодался по доброй сказке...»
Борис Стругацкий. [О повести Ю. Буркина «Королева белых слоников»]
Борис Стругацкий. «Самый интересный персонаж — Воланд!»
Борис Стругацкий. Слушаем Космос
Витицкий С. Академический выбор
Борис Стругацкий. «Я люблю стратегии...»
Борис Стругацкий. Понедельник продолжается в субботу
Борис Стругацкий. Борис Стругацкий будет играть в S.T.A.L.K.E.R
Борис Стругацкий. «Мы одной крови — вы и мы»
Борис Стругацкий. Извне
Борис Стругацкий. Наше время — время зрелищ
Борис Стругацкий. Ответы на актуальные вопросы СМИ
ИЗ АРХИВА
2001
Борис Стругацкий. Ответы на вопросы М. Латышевой
Борис Стругацкий. Мини-интервью Э. Геворкяну
2002
Борис Стругацкий. Ответы на вопросы «Литературной газеты»
Борис Стругацкий. Интервью для польского журнала «SFinks»
Борис Стругацкий. Интервью А. Житинскому
Борис Стругацкий. Ответы на вопросы журнала «Ф-Хобби»
Борис Стругацкий. Интервью газете «Я молодой»
Борис Стругацкий. Интервью итальянской студентке
2003
Борис Стругацкий. Глава 8 из книги В. Лебедько «Магия в профессии и творчестве»
Борис Стругацкий. Ответы на опрос «Независимой газеты»
Борис Стругацкий. Интервью болгарскому журналу
Борис Стругацкий. Ответ на опрос журнала «Шоколад»
Борис Стругацкий. О конгрессе фантастики «Странник»-2003
Борис Стругацкий. Интервью Санкт-Петербургскому Гуманитарному университету профсоюзов
Борис Стругацкий. Интервью «Еженедельному журналу»
2004
Борис Стругацкий. Ответ на опрос «Петербургского дневника»
Борис Стругацкий. Интервью рижскому журналу «Патрон»
Борис Стругацкий. Предисловие к повести А. Зинчука «Игра в DOOM»

III. Дневники. Записные книжки
Борис Стругацкий. Дневник, 1995–2012
Борис Стругацкий и др. Дневник поездок, 2001–2004
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
Необходимые пояснения
Комментарии и примечания
Библиография. 2001—2004 гг
Указатель имен
Указатель заглавий произведений и их аббревиатур
Вклейка



@темы: Ссылки, Дневники, Публицистика, Записные книжки, Собрание сочинений, Б.Стругацкий, С.Витицкий, Бессильные мира сего, Полное собрание сочинений

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Сегодня с нами опять болгарское издание.



Это обложка. Интригу, как мы видим, издатели предпочли раскрыть сразу.

читать дальше

Стругацки Б. Безсилните на този свят /Прев. М.Стоев. - София: Издателска къща "Инфодар" ЕООД, 2008. - 284 с. - ISBN 978-954-761-348-5. - Болг. яз. - Загл. ориг.: Бессильные мира сего /С.Витицкий.

@темы: Книги, Картинки, Библиография, Библиофильское, С.Витицкий, Бессильные мира сего

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Страхагент из "Бессильных мира сего" не является ли отсылкой к Агасферу Лукичу? (Или аллюзией на него).

Ведь можно найти у них нечто общее...

@темы: Параллели, Отягощенные злом, С.Витицкий, Бессильные мира сего