Оригинал взят у ЖЖ-юзера gurda в
Концепция и игра нуси и "ближних"РИ «Практика» (мастер – Лота).(по мотивам "Отягощенные злом" Стругацких)
Эпиграф
«Ближние – они такие дальние…»
(с)В данной игре нуси - это было прозвище двух фловеров, которые "
худощавы, физически слабы и болезненны сами по себе"(с). "За бледность и нелюбовь к солнцу их и прозвали нуси, японскими водяными"(с). "За некоторое время вокруг нуси образовался устойчивый круг людей: их друзей, может быть, учеников и последователей – «ближних». Эти люди постоянно общаются с нуси и между собой больше, чем с остальными, и во многом они от этого переменились."(с)Я была одной из пяти
"ближних" на начало игры.
Потрясающая идея наших (ближних) ролей и сделали мне очень интересную игру.
Спасибо, Лота! Это чудесно! Идея сильная и простая одновременно. И очень глубокая.
Но обо всё по порядку.
Итак. Реалии игры.
СССР-2042 by Стругацкие – великая держава стабильности и крепких социалистических принципов. Не всё ещё хорошо (а кое-что и вовсе «прогнило», но уровень жизни народа и уровень идеологических принципов (реальных и «по традиции» действительно достаточно высок. «Мир. Труд. Май», наука, новые методы обучения в системе лицеев, космические стремления, а на фоне этого - «несанкционированный» палаточный лагерь «Флора» под Ташлинском: «позорное явление общества» , но при этом островок свободы для людей (в основном молодых), которые не хотят «жить как все» (не хотят или не могут)
Хотя фловеры, в основном, тихи и безобидны, но они своим видом, образом жизни и привычками стали вызовом и протестом против «культуры». Некоторое время «Флору» как явление терпели, но чем чаще события связывали ее обитателей с наркотиками, мелким хулиганством и проституцией, тем больше общество утверждалось в необходимости ликвидировать все очаги «зелёного гноя». Все лагеря, кроме ташлинского, сравняли уже с землей, а обитателей (кого поймали) отправили насильно на «реабилитацию». Флора под Ташлинском «висит на волоске», т.к. в связи с недавней смертью по неизвестным причинам двух «фловеров» в Ташлинске (парня задержала милиция, а девушка попала в больницу, но внезапно каждый умер без видимых причин, спасти не удалось), в городе поднимается общественная истерия по поводу того, что последнюю Флору тоже надо снести, потому что то ли подростки во Флоре заражены чем-то неизвестным и смертельно опасным, то ли появился новый ужасный наркотик, который убивает здоровых молодых людей, то ли «антисоциальные элементы» вообще не так уж тихи и безвредны, как считалось до сих пор…
Такова общая завязка игры.А теперь детали. Постепенно приближаясь к сути .
Во что играли ближние?
Кадр первый.
Первое приближение.
Планета Земля.
Жили-были люди. Когда-то давно они жили на природе, и жизнь текла вокруг них и сквозь – ласковая и жестокая: солнечные лучи их согревали, снежные вьюги грозили гибелью, дожди взращивали для них плоды, а наводнения могли унести быстрым потоком и утопить – вокруг было много чудесного и много опасного. Потом люди научились строить стены, и каждый построил себе дом. В домах было отопление и вода, а мир и природа была там – за окошком: ласковая и жестокая, но уже далёкая, потому что ближе ее были стены, защита от всех опасностей. В окошки можно было увидеть и другие дома, и других людей в окошках, и люди, как и природа, были дальние, потому что стены разделяли их, оберегая каждого – друг от друга, от мира, от жизни…Стены защищали, стены же и убивали – каждый в своё время рождался, жил и умирал одиноким…
В год 2042 от РХ люди на части суши, под названием СССР, почти достигли общественного счастья в знаниях и труде, но были всё также одиноки в своих поисках и находках, в своих бедах и даже в своём счастье…
Кадр второй. Катастрофа.
Жили-были нуси (Мака и Кей), и у них не было стен. Т.е. совсем-совсем не было – ничто не мешало им переживать чувства друг друга и жизнь вокруг, а миру ничто не мешало убить их или позволить выжить. Но когда они умирали и почти умерли, мир в последний момент передумал их убивать и позволил выжить – среди людей случайно нашлись те, кто их понял. Потому что умирали существа, которых потом люди назвали нуси, не от отсутствия пищи или лекарств, а от отсутствия понимания, без которого они в буквальном смысле не могли жить. Те, кто их поняли, стали их первыми ближними. Благодаря нуси они изменились и тоже лишились стен и всякой защиты, но при этом не перестали быть людьми, в отличие от нуси, которые, вообще-то, были существами с другой планеты (которые из-за крушения корабля оказавшиеся в ужасном, на их взгляд, мире, где люди не понимают друг друга), но никто об этом (кроме ближних) не знал…
Кадр третий. Выживание.
Жили-были ближние. Были они людьми и жили они среди других людей. Ближних было пятеро (прим: на начало игры), и жили они своей небольшой группой, сплоченной вокруг нуси. Люди, среди которых они жили, были для них дальние ( как и все остальные люди на земле). Идти ближним (и нуси) было некуда, поэтому жили они все вместе в небольшом "несанкционированном" палаточном лагере на природе, который назывался Флора – сообщество одиноких людей с искалеченными судьбами или жаждой вырваться от всех «должен» и «надо», «правильно-неправильно». Фловеры, как и все другие, были дальние, потому что граница для ближних пролегала на уровне понимания. Поэтому ближние порой вели себя не как другие фловеры и не всегда соблюдали законы Флоры, не имели целей их соблюдать - они были в ней, но были другими. Ближние были когда-то тоже одинокими и (каждый по своему) несчастными, пока однажды не устали от непонимания настолько, что захотели измениться. Измениться было очень просто, но во-первых это необратимо, а во-вторых, потом будет очень больно, потому что всё, что делало человека отделенным от других исчезнет: он перестанет быть закрыт и от любви, и от агрессии, испытывая на себе все чувства окружающих людей – и ласковые, и жестокие. Изменившись, человек никогда больше не будет чувствовать одиночество, но уже не сможет жить без других ближних, а отделенный от них или от нуси – умрёт. Умрет не потому что ему не будет хватать еды или лекарств, а потому что он будет умирать без понимания, как умирали сами нуси когда-то. Каждый из тех, кого потом назвали ближними (кроме первой, Магды, которая изменилась случайно), на это согласился осознанно, потому что не мог больше жить так, как жил, и в тот момент не видел для себя других возможностей избавиться от внутренней боли… Тогда кто-то из нуси капнил в стакан с питьём каплю своей крови и дал выпить – измениться было действительно легко. Так же потом каждый ближний стал «носителем» абсолютного «оружия» - капля крови любого ближнего, как и нуси, могла изменить любого человека с согласия оного или без. Но изменения, пришедшие вместе с изменением ДНК, были настолько глубоки, что ни один ближний не мог причинить другому человеку осознанную боль и вред, поэтому никогда не изменял никого, кто к этому не был бы готов и полностью информирован о последствиях – ведь ужас или трагедия другого становились ужасом и болью всех ближних…
Кадр четвёртый. Окружение.
Жили-были дальние. Дальние, где бы они ни жили – во Флоре ли или в любом другом месте Земли, - были одиноки и для ближних не сильно различались: во Флоре жили не менее одинокие и несчастные люди, чем где-то ещё. Просто во Флоре это проявлялось ярче, а боль и разбитые судьбы - трагичнее. Дальние во Флоре старались научиться жить в небольшом кругу таких же как они, оставаясь одинокими внутри. Некоторые искали понимания с помощью творчества, другие – с помощью наркотиков, потому что именно наркотики позволяют душе человека наиболее быстро и полно освободиться на время от стен и почувствовать свободу. Потом действие наркотиков проходит, и душа снова застывает в некой уродливой форме, не свойственной ей, а настоящая свобода и понимание не приходит. Некоторые дальние употребляли наркотики, но у ближних был свой «наркотик»: сильнейший из всех наркотиков - это понимание.
И вот от отсутствия именно этого "наркотика", отделенные от других ближних, и умерли в Ташлинске те двое фловеров, тоже ближние нуси, которых волей случая забрали в милицию и в больницу и, ограничив там, не сумели спасти от смерти. Что и породило ужасные слухи, грозящие Флоре в целом большими неприятностями.
Кадр пятый. Конфликт.
Жила-была Флора, и Флора хотела выжить. Флора состояла из людей, для которых она была единственным домом, для которых не было другого места на этой земле, которые готовы были защищать ее даже ценой выдачи обществу того, что составляло часть Флоры, но было более подозрительно, чем прочее…Флора винила нуси и ближних в том, что они подставляют под удар всех, но действовать не решалась - в ней была и своя жестокость, и своя доброта, и своё понимание единства. А кроме того там тоже не было ни понимания, ни согласия - как и во всём остальном мире… Нуси и ближние чувствовали агрессию, но смогли убедить фловеров, что даже выдача обществу их самих и нуси не спасёт Флору: в лучшем случае отсрочит ликвидацию на некоторое время, в худщем – породит новую волну страха и паники, если станет известно об особенностях изменённых. Впрочем, осознание это фловерами, и даже некоторая возникшая жалость, не породило ни понимания, ни любви к измененным. Что тоже вполне естественно.
Кадр шестой. Спасение.
Жили-были лицеисты и их учителя. Учителя учили думать самостоятельно и принимать решения, а лицеисты учились понимать других людей и искать выход из сложных ситуаций, поэтому, узнав, что под Ташлинском собираются насильно разгонять лагерь «антисоциальных элементов», было принято решение именно там провести очередную практику – на деле попробовать привести «трудных подростков» к добровольному пониманию необходимости вернуться в общество, поскольку это лучше и гуманнее насильственного разгона…Впрочем, само общество не слишком сильно поддерживало такие усилия, не доверяло учителям и не так уж благосклонно смотрело на систему лицеев вообще, поэтому успех этой практики напрямую касался каждого лицеиста, его судьбы и судьбы его учителя…
Когда они решали провести там практику, никто из них не знал, что столкнется с тем, что изменить невозможно – можно лишь позволить выжить или позволить умереть. Или измениться самим.
Узнали они это, конечно, не сразу, но без помощи и посредничества лицея Флоре было совсем не выжить, и постепенно, все учителя (и наверное все ученики) оказались в курсе того, чем на самом деле опасна Флора. Постепенно они поняли, что насильно никто никого не изменяет, но само наличие близкой и простой возможности достижения главной абстрактной мечты человечества – всеобщего понимания – вот главный соблазн, который опаснее любого наркотика или преступлений. Кто-то считал это явной опасностью, кто-то считали, что это просто нечеловеческий путь, и людям нужно добиваться всеобщего понимания другим способом, а не через изменение ДНК посредством чужой крови, но и позволить убить (или «пустить на опыты» нуси и ближних они не смогли: когда перед ними «высокое начальство» поставило ультиматум с требованием составить списки всех возможных «зараженных неизвестной болезнью», они приложили все усилия, чтобы договориться с большинством фловеров (в том числе с нуси и ближними), чтобы эвакуировать всех, кто добровольно готов ехать, в другое место, в другой район, власти которого еще не в курсе проблемы…
Да, это не решение проблемы, и наверное вообще главные проблемы только впереди ещё, но…
Кадр седьмой. Исход.
Мака, замотанная в какую-то сеть, взяла фонарь и сказала: мне плохо здесь, нам пора уходить, соберите всех ближних. Ближние собрали и все двинулись в путь – к автобусам, идущим в неизвестность…
Их уходило 11-ть: двое нуси, пятеро «первых ближних», один лицеист, который увидел в измненении новые возможности, одна из тех, кто целенаправленно искала изменения, одна из фловеров, нашедшая понимание и еще одна из фловеров, изменение которой было очень болезненно для всех и, возможно, было огромной ошибкой…
Постскриптум.
Вот в это и играли нуси и их ближние – в «эмпатию» (потрясающий опыт!) и чувства - искренности, заботы друг о друге, привязанности друг к другу, жалости к нуси (которые чувствовали всё ещё острее нас и им было намного хуже), сочувствие, счастье от своей общности, переживание по поводу непонимания, боль от чужой агрессии, радости от чужой радости (которая для нас была заразительна!), нежности и поддержки «своих», принятие других и попытку объяснить им, что мы не больны, не принимаем «особые наркотики» и не хотим «подставить под удар всю Флору»…
Непонимание действительно было болезненно). Но так и должно было быть.
Вообще, напряжение чувств было постоянно высоко, а общение между собой – очень насыщенно: в предъигровой информации к этим ролям мастер об этом четко предупреждал. Каждый выбрал это потому, что этого хотел.
И всё получилось - напряжение и насыщенность была.
Мой персонаж всем говорил (потому что так считали сами нуси), что слёзы и слабость от чужой агресии, неконтролируемость реакций в потребности защитить и помочь, физическая зависимость друг от друга и опасность смерти при отделении от других, как и потребность в физических объятиях и прикосновениях - это лишь начало развития удивительных способностей, которые нам подарили счастье быть понятыми до конца - понятыми и принятыми такими, какие есть. Потому что понимание – это действительно универсальный Ключ-От-Счастья.
«Счастье – это когда тебя понимают»(с).
Как бы это не смотрелось со стороны, какими бы детскими и несовершенными не были проявления, в игре мы были счастливы именно в этом - мы были не-одиноки. Такова была задумка. И это лишь начало. Мне хочется в это верить. Хотя разум подсказывает, что всё будет плохо))
Благодарности:
Спасибо нашим замечательным нуси - Диме и Полине. Вы были прекрасны!
Спасибо нашим ближним - Лесе, Римме, Йолафу, Руслану, Даде, Ксюше, Киру и даже персонажу Хелки (да, изменение Бульбы доставило массу эмоций - горьких, но очень сильных).
Спасибо с кем пересекалась по игре и по жизни: Танюшке, Галинке, Машкис, Валере, Кайт (из Флоры), Вольдемару, Мэри-Джо (вроде так? лицеистка из лицея, сразившая меня высказыванием, что она будет решать кого спасать, а кого легче добить=)) и другим. Мне жаль, что я не со многими общалась - "ближние - они такие дальние.."(с), да-да). Извините, на кого меня не хватало по жизни, а должно бы "чувствоваться" по игре - увы, по жизни эмпатии у меня нет, и если вы переживаете пусть даже очень глубокий ОБВМ внутри, а внешне не проявляете - я не видела это, мне жаль(. Правда жаль.
ЗЫ. Наверное уже все поняли, что во "сне" "Ближний Волк" был выражением моей сути как ближней: нечто опасное и пугающее снаружи, но доброе и совершенно безобидное (и даже инфантильно-детское) - под маской.
За "сны" особое спасибо Даде (С ее Витой, которая сначала не понимает что мертва, а потом понимает...) и Римме (с ее прощанием Маленького Принца)- это было очень по-хорошему, по-доброму трогательно.
UPD: "Ёлка", ещё раз: мне жаль. И сыгровки не хватило очень, да.
Запись в своём ЖЖ я закрыла (оставив для друзей), но очень хочется, чтобы ТАКАЯ потрясающая идея, которая сделала нам, ближним, потрясающую игру, была видна ВСЕМ)
Ещё раз спасибо,
Лота! Это было гениально!