В честь этого события я утащила отсюда: kinote.info/articles/9496-intervyu-alekseya-ger... - интервью Германа-младшего. Вот оно.
Интервью Алексея Германа-младшего накануне показа последнего фильма отца «Трудно быть Богом»
02 апреля 2013
1 апреля на 40-й день со дня смерти режиссера Алексея Германа-старшего состоялся первый показ его последней ленты «Трудно быть богом» по одноименной повести Аркадия и Бориса Стругацких. Работу над своей последней картиной режиссер начал еще в 1999 году.
читать дальше
Сегодня у нас в гостях Алексей Герман-младший в программе и мы обсуждаем предстоящий показ фильма «Трудно быть Богом». А почему показ, а не премьера?
Потому что это показ технически не законченной картины. Это тот показ, который отец хотел подарить «Новой газете» до своей смерти. И та версия, которая будет показана, там не все реплики будут сведены в одну звуковую дорожку. Это будет читаться с листа. Не будет окончательной версии титров и каких-то еще технических доделок. Поэтому это, конечно, не премьера.
То есть мы не можем говорить. Что это законченное художественное произведение. То, каким его Алексей Юрьевич хотел видеть и создать.
Здесь надо понимать одну вещь: отец перед смертью довольно четко расписал и рассказал всю картину и сделал всю прочую работу – и монтаж, и озвучка, и шумовое звучание, и музыка. Поэтому, действительно. Остаются только какие-то технические вещи, поэтому это промежуточное видение отца. И вообще здесь не будет никакого другого видения, кроме видения отца, как мне кажется.
То есть, дорабатываться потом картина уже не будет?
Она уже фактически готова. Там остались только какие-то технические моменты.
Вопрос дилетантский, но я вынужден его задать, потому что многих он, действительно, интересует. Почему работа над картиной шла более чем десятилетие.
По массе причин. Надо сказать. Что на картине вообще нет государственных денег. Она вся спонсорская. Картина невероятная по сложности. Картины такой сложности не снимались в России давно – все приходилось делать с нуля. Костюмы, мечи ковать, декорации. Было много экспедиций, много актеров, поэтому производственный период был достаточно долгий. Потом давайте не будем забывать, что отец работает очень тщательно. И многие сцены решались не с первого раза. Он искал. Он пытался приблизиться к идеалу – это второе. Ну, и третье – это, конечно, здоровье. Потому что отец давно и тяжело болел. Отец лежал в клинике под капельницей, иногда долго, иногда по месяцу. На следующий день после выхода из больницы он шел на работу на «Ленфильм» - работал и попадал обратно в больницу, лежал в реанимацию и опять выходил. Собственно говоря, то падение, которое во многом спровоцировало смерть и гематому, оно и произошло на «Ленфильме», на выходе. Ему, видимо, стало плохо, и уже начинались проблемы. Не то, что «Ленфильм» был как-то не убран, а потому что после работы как раз это произошло.
Скажите, Алексей, вот этот фильм – это, по сути, завещание Алексея Юрьевича. Вот что, на ваш взгляд, он хотел сказать?
Да, я не воспринимаю этот фильм как завещание.
Учитывая то, что это была его последняя работа, которую он не успел закончить, но, как говорят киношники, «Про что кино?» Что он хотел сказать?
«Война и мир». Про что это кино? Вот и здесь много смыслов. Здесь про человека, про его ответственность, про его выбор, про законы общечеловеческие на планете, на которой люди бы не жили, про законы исторические, про морали. Много про что.
Скажите, пожалуйста, вы как современный человек, скажите, насколько картина будет современной и актуальной?
Это вообще больше, чем кино. Это вообще другое. Это. На мой взгляд, с точки зрения развития кинематографа, если говорить по аналогии с литературой, по аналогии с живописью, это вообще разговор на другом языке. Картина, во-первых, не имеет аналогов в мире, потому что так никто не говорит на языке такой сложности, такой интенсивности. Отец считал, что эта картина требует невероятной внутренней работы, внимания, внимательности и погружения. То есть условно не для дебилов.
Какие-нибудь официальные лица будут приглашены на этот показ?
Мы никогда не приглашали по принципу должность – позвали. Будут какие-то люди, связанные с государственной властью, они приглашены по принципу личного уважения. А не по принципу, что надо позвать начальника. Кто-то придет, кто-то не придет – это их выбор.
Как вы думаете, в Москве по этому поводу будет огромный ажиотаж? Может быть, для Москвы это очередное светское мероприятие?
Вот это такая типичная питерская история. Мы не любим Москву, а москвичи некоторые не очень любят Петербург. Москва, также как и Питер, разная. В Москве не только тусовки, банкеты, олигархи и демонстрации. В Москве есть достаточно насыщенная культурная жизнь. Эта история для какой-то интеллигенции.
Последний вопрос задам от лица петербуржцев – когда вы в Петербург приведете картину? Какая у нее дальнейшая судьба?.
Картина технически будет доделана за 3-4 месяца. Потом будет премьера. Потом будет премьера соответственно в Петербурге. Первый показ. Возможно, будет на каком-то крупном международном фестивале, но не в конкурсе, потому что это не правильно. Папе не надо ни с кем соревноваться.
Напомню, у нас в эфире в студии «Петербургского дневника» был Алексей Герман-младший, который за несколько минут до своего отправления в Москву, чтобы продемонстрировать столице картину «Трудно быть Богом», пришел к нам и дал это интервью.
Юрий Зинчук, «Петербургский дневник»
02 апреля 2013
1 апреля на 40-й день со дня смерти режиссера Алексея Германа-старшего состоялся первый показ его последней ленты «Трудно быть богом» по одноименной повести Аркадия и Бориса Стругацких. Работу над своей последней картиной режиссер начал еще в 1999 году.
читать дальше
Сегодня у нас в гостях Алексей Герман-младший в программе и мы обсуждаем предстоящий показ фильма «Трудно быть Богом». А почему показ, а не премьера?
Потому что это показ технически не законченной картины. Это тот показ, который отец хотел подарить «Новой газете» до своей смерти. И та версия, которая будет показана, там не все реплики будут сведены в одну звуковую дорожку. Это будет читаться с листа. Не будет окончательной версии титров и каких-то еще технических доделок. Поэтому это, конечно, не премьера.
То есть мы не можем говорить. Что это законченное художественное произведение. То, каким его Алексей Юрьевич хотел видеть и создать.
Здесь надо понимать одну вещь: отец перед смертью довольно четко расписал и рассказал всю картину и сделал всю прочую работу – и монтаж, и озвучка, и шумовое звучание, и музыка. Поэтому, действительно. Остаются только какие-то технические вещи, поэтому это промежуточное видение отца. И вообще здесь не будет никакого другого видения, кроме видения отца, как мне кажется.
То есть, дорабатываться потом картина уже не будет?
Она уже фактически готова. Там остались только какие-то технические моменты.
Вопрос дилетантский, но я вынужден его задать, потому что многих он, действительно, интересует. Почему работа над картиной шла более чем десятилетие.
По массе причин. Надо сказать. Что на картине вообще нет государственных денег. Она вся спонсорская. Картина невероятная по сложности. Картины такой сложности не снимались в России давно – все приходилось делать с нуля. Костюмы, мечи ковать, декорации. Было много экспедиций, много актеров, поэтому производственный период был достаточно долгий. Потом давайте не будем забывать, что отец работает очень тщательно. И многие сцены решались не с первого раза. Он искал. Он пытался приблизиться к идеалу – это второе. Ну, и третье – это, конечно, здоровье. Потому что отец давно и тяжело болел. Отец лежал в клинике под капельницей, иногда долго, иногда по месяцу. На следующий день после выхода из больницы он шел на работу на «Ленфильм» - работал и попадал обратно в больницу, лежал в реанимацию и опять выходил. Собственно говоря, то падение, которое во многом спровоцировало смерть и гематому, оно и произошло на «Ленфильме», на выходе. Ему, видимо, стало плохо, и уже начинались проблемы. Не то, что «Ленфильм» был как-то не убран, а потому что после работы как раз это произошло.
Скажите, Алексей, вот этот фильм – это, по сути, завещание Алексея Юрьевича. Вот что, на ваш взгляд, он хотел сказать?
Да, я не воспринимаю этот фильм как завещание.
Учитывая то, что это была его последняя работа, которую он не успел закончить, но, как говорят киношники, «Про что кино?» Что он хотел сказать?
«Война и мир». Про что это кино? Вот и здесь много смыслов. Здесь про человека, про его ответственность, про его выбор, про законы общечеловеческие на планете, на которой люди бы не жили, про законы исторические, про морали. Много про что.
Скажите, пожалуйста, вы как современный человек, скажите, насколько картина будет современной и актуальной?
Это вообще больше, чем кино. Это вообще другое. Это. На мой взгляд, с точки зрения развития кинематографа, если говорить по аналогии с литературой, по аналогии с живописью, это вообще разговор на другом языке. Картина, во-первых, не имеет аналогов в мире, потому что так никто не говорит на языке такой сложности, такой интенсивности. Отец считал, что эта картина требует невероятной внутренней работы, внимания, внимательности и погружения. То есть условно не для дебилов.
Какие-нибудь официальные лица будут приглашены на этот показ?
Мы никогда не приглашали по принципу должность – позвали. Будут какие-то люди, связанные с государственной властью, они приглашены по принципу личного уважения. А не по принципу, что надо позвать начальника. Кто-то придет, кто-то не придет – это их выбор.
Как вы думаете, в Москве по этому поводу будет огромный ажиотаж? Может быть, для Москвы это очередное светское мероприятие?
Вот это такая типичная питерская история. Мы не любим Москву, а москвичи некоторые не очень любят Петербург. Москва, также как и Питер, разная. В Москве не только тусовки, банкеты, олигархи и демонстрации. В Москве есть достаточно насыщенная культурная жизнь. Эта история для какой-то интеллигенции.
Последний вопрос задам от лица петербуржцев – когда вы в Петербург приведете картину? Какая у нее дальнейшая судьба?.
Картина технически будет доделана за 3-4 месяца. Потом будет премьера. Потом будет премьера соответственно в Петербурге. Первый показ. Возможно, будет на каком-то крупном международном фестивале, но не в конкурсе, потому что это не правильно. Папе не надо ни с кем соревноваться.
Напомню, у нас в эфире в студии «Петербургского дневника» был Алексей Герман-младший, который за несколько минут до своего отправления в Москву, чтобы продемонстрировать столице картину «Трудно быть Богом», пришел к нам и дал это интервью.
Юрий Зинчук, «Петербургский дневник»