Оригинал взят у ЖЖ-юзера rovenion в
Между ролевой игрой и театром28 и 29 июня в центре Мейерхольда в Москве, рядом с метро "Менделеевская", покажут экспериментальный спектакль "Норманск",
и "Зелёный свитер" взял интервью у одного из его создателей, Флорана.
Зачем идти на "Норманск", к чему себя готовить?Норманск - это очень необычный современный спектакль. Это еще не ролевая игра, но важный шаг от традиционного театра в нашу сторону. В России это фактически первый спектакль такого уровня интерактивности, а за рубежом это уже не редкость. Самый известный пример - Нью-Йоркская постановка "
Sleep No More", куда я тоже очень рекомендую при случае попасть. Что такое интерактивный театр: зритель получает немножко свободы - он уже не привязан к месту с номером, а наоборот ходит и смотрит на действие с разных сторон. Фактически, каждый зритель увидит свою уникальную версию спектакля.
В нашем случае всё здание Центра им. Вс. Мейерхольда станет сценой - миром, в котором разворачивается история, основанная на книге "Гадкие лебеди" А. и Б. Стругацких. Действие начнется сразу от гардероба. Здесь будет и город с жителями (и работающим рестораном), и мокрецы с детьми, и агенты спецслужб, ну и, конечно, известные нам герои этой истории. Большую часть времени зрителям запрещено говорить и вступать в контакт с актерами, они могут только путешествовать по этому миру и смотреть, но будут и исключения (о них я умолчу, чтобы сохранить интригу). Герои же проживают свои истории, путешествуя по разным местам, несколько раз за вечер, с общим финалом в самом конце. Конечно, это не 100% воссоздание книги, есть свои оригинальные заходы.
О прогрессивном современном театре, интерактивных сценах и детях-актёрах
Это определенно не ролевая игра. И настраиваться на игру не нужно, тогда ждет разочарование. Но любители театра, особенно театра современного, думаю, оценят спектакль.
Понравилось ли вам с Сеатой работать с прогрессивными современными режиссерами?
Про современных и прогрессивных точно подмечено. Ключевые авторы спектакля - Юра Квятковский и группа "Цирк Шарля ля Танна" - это новое поколение театральных актеров и режиссеров. Ребята делают очень разные и интересные вещи, в том числе сейчас продвигают формат "квеста", "путешествия" в театральных постановках. Думаю, что нам повезло работать с людьми нашего возраста, людьми в чем-то схожих взглядов.
Как всегда, есть нюансы. Прежде всего, театр - это не ролевая игра, тут очень много принципиальных отличий. Во-первых, театр - это машина по воспроизводству художественного продукта. Спектакль повторяется, тогда как большая часть наших ролевых игр делается для единственного запуска. Это заставляет совсем другие требования выдвигать к участникам, к используемым приемам. Спектакль - это не три дня в мире игры - тут нужны мощные и проверенные ходы. Зрители - это не ролевые игроки, которые заранее понимают, куда и зачем они едут. Наконец, очень интересно видеть, насколько сильнее в театре поставлена работа оформительская, звуко-световая и прочая, как бы у нас сказали, атмосферная. Тут ролевикам есть чему поучиться.
Есть и вещи, которые меня удивили. Раньше я думал, что БЖП - стихия ролевых игр. Выяснилось, что в области профессионального театра могут быть куда более необязательные и нерегулярные подходы к работе. Еще (хотя тут, может быть, специфика "Лестницы в небо" сказывается) меня поразило отсутствие принципиальных фиксирующих и связующих текстов в процессе работы. В чем-то это логично - мы привыкли работать в оффлайне, изредка координируя работу на мастерских сборах, - а тут профессионалы каждый день варятся в теме, большая часть контекста у них в головах. Но для меня такой формат работы очень непривычен и неудобен.
Как вообще готовятся сегодня спектакли? Есть какие-то важные этапы подготовки? Есть ли общие черты с ролевыми играми? Трудно ли без театрального образования?
Трудно да и не правильно говорить об этом вообще, основываясь на отдельно взятом опыте. Кажется, что очень по-разному. Центр им. Вс. Мейерхольда - это не обычный театр. Тут распространены т.н. "резиденции", то есть под разные проекты собираются отдельные группы профессионалов из области театра и не только. Очень интересно работать в одной группе с представителями театра, современного искусства, психологом и архитектором. Опыт потрясающий. Но, я думаю, это довольно редкий для театра формат. Театральное образование можно понимать очень по-разному (ведь в театре куча профессий задействована). Некоторые вещи хорошо было бы проработать поглубже, что-то нам понятно сразу (все-таки родственные жанры). Но, вообще говоря, если заниматься cкрещиванием ролевых игр и театра, поучиться (а прежде всего повариться в этой среде) будет очень полезно. При этом, надо отдать должное, с точки зрения концепций, философии, идей и вообще общекультурного бэкграунда, которые мы вкладываем в игры, ведущие мастера ролевых игр как минимум не уступают театральным деятелям.
Основные этапы работы, в общем-то, нам знакомые. Это долгий трындеж и обкатывание концепции, идеи, картинки, затем переход к продакшену: кастинг, визуальные решения, конкретный сюжет и т.д.
Почему дети и каково с ними работается?
Дети однажды возникли в процессе работы над спектаклем. Мы думали о том, как может выглядеть город будущего, и поняли, что дети - самый лучший и яркий образ, сразу пришла на ум книга Стругацких.
С детьми у нас долгая и сложная история. Сейчас, когда идет стадия активной подготовки, дети отрабатывают уже конкретные актерские приемы, разыгрывают будущие сцены и т.п. Я с самого начала курировал детский проект, мне как педагогу было интересно более содержательно включить их разработку спектакля, чтобы был еще образовательный эффект. Большая часть детей играют в театральных студиях - школьных или более серьезных, - так что процесс подготовки у них не вызывает какого-то удивления. Вообще дети у нас замечательные (кстати, есть и дети ролевиков), думаю, что у них все получится.
И еще. Ты не задавала такой вопрос, а я бы еще сказал где-то два слова о том, какие промежуточные формы между театром и ролевой игрой нас ждут.
Если рассмотреть такую шкалу между ролевой игрой и театром, то "Норманск" будет на ней куда ближе к театру. В свою очередь, на последнем Комконе мы сделали простенькую ролевую игру, совмещенную с интерактивными сценами - то есть попробовали сделать произведение где-то на середине этой шкалы. Опыт этот будем повторять еще и еще в ходе подготовки к игре "1905".
Мне кажется, что у таких промежуточных форматов большое будущее, особенно когда мы говорим о вовлечении неролевой аудитории. Такое постепенное погружение в игру - сперва можно только ходить и смотреть, потом говорить, потом влиять на результат своими поступками - позволит неподготовленному человеку начать действительно играть. Не зависимо от того, как пройдет "Норманск", мы с Сеатой думаем дальше работать в этом направлении.