Текст большой, так что на несколько дней его хватит...
АЛЕКСАНДР НЕКЛЕССА
Политология будущего. Стругацкие: футур-текст и российский контекст
Неклесса Александр Иванович
(1949, Москва) — член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, руководитель Группы ИНТЕЛРОС - www.intelros.ru.
Живет в Москве.
Государство-корпорация
— В конце концов, что нам нужно? — сказал Тесть. — Либо объединенные хонтийцы, без этой своей гражданской каши, либо наши хонтийцы, либо мертвые хонтийцы... В любом случае без вторжения не обойтись. Договоримся о вторжении, а прочее — уже детали... На каждый вариант уже готов свой план…
— Тебе обязательно надо нас без штанов пустить, — сказал Деверь. — Тебе — пусть без штанов, лишь бы с орденами.
А. и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров»[27. Эпиграф взят из окончательного варианта романа (в редакции Бориса Стругацкого) 1992 года. Этот вариант — в некотором смысле первоначальный, поскольку восстановлены сокращения и исправления, внесенные при первой публикации по требованию цензуры.]
Читатели — диссиденты и не диссиденты, размышляли над предъявленными Стругацкими моделями футуристичной государственности и поведения индивида при конфликте с социальной реальностью/политическим строем.
читать дальше
Румата — он ведь не прогрессор, а наблюдатель: иной (и потенциально изгой) по отношению к жителям Арканара, инок в местных одеждах, но под покровом чужих сил. «Репортер без границ», позволяющий членам своей цивилизации на экранах мониторов в режиме реального времени наблюдать за происходящим на чужой планете. Соглядатай, шпион, разведчик, лишенный возможности действовать, однако размышляющий: почему, собственно, он «дезактивирован» и правильна ли такая политика? Однако когда Антон переходит от «сглаживания углов» к прямому действию, это не следствие обдуманного решения — просто, как и Гамлета, его подстегнули навалившиеся обстоятельства.
Или столкновение Странника с юным землянином Максимом в «Обитаемом острове» — первой части «трилогии Каммерера». Прогрессор Сикорски (он же — Странник, он же — Рудольф) реализует долговременный, эволюционный проект реформирования Страны Отцов (т. е. «Отечества»), направляя ее развитие в нужное русло. Население же тем временем претерпевает деградацию, духовную гибель под зомбирующими «излучателями». И противоположная позиция Максима Каммерера, у которого иное видение ситуации: возможно, лет через пятьдесят Сикорски (он долгожитель) сможет разрешить проблемы с инфляцией, коррупцией и утрясти прочие неурядицы, возможно… только вот для кого их решит? Максим видит другой маршрут исхода из неочевидного ада — антиолигархическую революцию.
Предмет их спора — что же в конечном счете важнее: сохранение личности или социальный результат. Но возможен ли позитивный результат при коррозии и утрате личности? Истощенное общество с трудом сохраняет фасад цивилизации, люди погребены под будущим, чей горизонт смят. В результате декорум общества, может, и устоит, но человек сгинет. И когда инфляция станет нулевой, Странник, начав понижение облучения, столкнется с массой еще сильнее интоксицированных, не поддающихся реабилитации, оскотинившихся либо просто угасших людей…
Прозорливый юноша меж тем предвидит еще одну возможность — произойдет ли вообще это «понижение облучения», ведь в кулуарах оппозиции обсуждается идея: использовать по ту сторону перемен те же излучатели, но с благими намерениями. И эта версия будущего Максиму крайне несимпатична — последнее, может статься, «хуже прежнего».
Интересен не только намеченный в повествовании прогноз будущего Страны Отцов, но и пунктирно обозначенные хроники прошлого. Находясь ad marginem основного сюжета, генезис этого осколка империи — «страна была когда-то значительно обширнее»[28. Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров.], траектория ее социального омертвления и экзерсисы политического футуризма заслуживают отдельного рассмотрения.
Итак, империя пала, была разграблена и разделена. Ex Unus Pluribum. После геополитической катастрофы, придавившей население Страны Отцов (Rule by Fathers; Res Patres vs. Res Publica, т. е. население не «кто», а «чьи»), ее правители во взаимоотношениях с другими осколками «теллурии» стремятся «отстаивать свои интересы с использованием всех доступных средств, включая военные и экономические»[29. «14 декабря 1992 г. российский министр иностранных дел Андрей Козырев выступал на заседании Совета Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Стокгольме. Он заявил: „Я должен внести поправки в концепцию российской внешней политики... Сохраняя в целом курс на вхождение в Европу, мы отчетливо сознаем, что наши традиции во многом, если не в основном, в Азии, а это устанавливает пределы сближения с Западной Европой... Пространство бывшего СССР не может рассматриваться как зона полного применения норм СБСЕ. Это, по сути, постимперское пространство, где России придется отстаивать свои интересы с использованием всех доступных средств, включая военные и экономические. Мы будем твердо настаивать на том, чтобы бывшие республики Союза незамедлительно вступили в новую федерацию или конфедерацию. И об этом пойдет с ними жесткий разговор”. Слова российского министра, не раз заявлявшего о своей прозападной позиции, буквально привели в оцепенение его зарубежных коллег. Некоторые даже подумали, что в Москве произошел переворот, и Козырева заставили сделать такое заявление. Вскоре, однако, все облегченно вздохнули. Козырев пояснил: внешнеполитический курс Москвы остается неизменным, и он лишь хотел показать, какой станет ее политика, если в стране возьмут верх „реакционные националистические силы”» (Тренин Дмитрий. Post-imperium: евразийская история. М., «РОССПЭН», 2012, стр. 127 — 128).]. Запись в рабочем дневнике Стругацких: «Капитализм. Олигархия. Управление через психоволны. Науки только утилитарные… Психология тирании: что нужно тирану? Кнопочная власть — это не то, хочется искренности, великих дел. Есть процент населения, на кого лучи не действуют. Часть — рвется в олигархи, (олигархи тоже не подвержены). Часть — спасаются в подполье от истребления, как неподатливый материал. Часть — революционеры…»[30. Цит. по: Вишневский Борис. Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда. СПб., «Terra Fantastica», 2003, стр. 114.]
Произошли серьезные изменения в структуре госуправления «национал-капитализмом». Прежняя административная культура, рудименты которой наряду с имперскими артефактами еще присутствуют в тексте, уже не имеет политического значения. Она подверглась коррозии и замещению, однако не маргинальной по своей сути, пусть и изощренной, уголовщиной, но скорее симбиозом аморального корпоративного менеджмента с не ограниченной рамками закона практикой секретных служб и криминальных сообществ.
Любопытна архитектоника этой власти, предугаданная оргструктура государства-семьи, модус ротации нечестивого братства: анонимность, неопределенность статуса, высокий уровень дискрециональности, несовпадение публичной и реальной иерархий: формальная должность и положение во власти — не одно и то же в политической системе «неизвестных отцов». Во внутреннем круге реальной власти действуют регламенты «по понятиям». Шутовские имена-прозвища — своего рода звания: Папа, Тесть, Свекор, Шурин, Деверь[31. Самонаименование «Неизвестные Отцы» и структура власти (внутренний и внешний круг) взяты из признанной фэндомом «канонической» версии «Обитаемого Острова», где восстановлен предцензурный вариант текста. В «цензурном» варианте 1971 года издания прямая отсылка к «семье» («мафиозной» структуре правящей верхушки) убрана и анонимные правители носят имена-клички Волдырь, Умник, Канцлер, Головастик и т. п. «Неизвестные Отцы» в «цензурном» варианте именуются «Огненосными Творцами» (прим. ред.).] («сидящие» / т. е. олигархи) — первый круг. Умник и т. д. («стоящие» / т. е. CEO управленцы) — второй, включая, между прочим, Странника. Иными словами, эти оболочки — суть ячейки, которые занимают сменяющиеся либо сменяемые персонажи, живущие параллельно в других обличиях и должностях, образуя клан, отлученный от морали и освобожденный от закона.
На первый взгляд все это разительно напоминает устройство мафии (дон, младший босс, консильери, капо, солдаты), однако с существенными модификациями: не просто несовпадением публичной сценографии с чисто конкретным руководством, но признанной обществом легитимностью анонимной власти. Итог демонстрирует весьма специфичную типологию госуправления: комбинаторику практикаблей политического мейнстрима с механикой тайной власти, подвижный консенсус олигархических интересов и актуальных обстоятельств/обязательств, заместивших смысловой, ценностный, социальный вакуум[32. Коррупция верховной власти заключается в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей. Определение коррупции власти в справочном документе ООН «О международной борьбе с коррупцией»: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».]. «Преступники, завладевшие целым государством, и самое государство сделавшие орудием своих преступлений»[33. Вступительная речь главного обвинителя от СССР Р. А. Руденко. — В кн.: Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Том I. М., «Юридическая литература», 1955.]. Правда, с существенной оговоркой: вместо воплощения рожденной «искрометной революцией энтузиастов»[34. «Нельзя забывать и нельзя никак оправдать того факта, что национал-социализм был искрометной революцией энтузиастов, настоящим немецким народным движением, которому были свойственные неведомые ранее масштабы духовного подъема, веры и громадного всеобщего воодушевления». Томас Манн. — Цит. по: Паламарчук Е. А. Социальная политика Третьего рейха. Ростов-на-Дону, 2006. На правах рукописи или диссертации.] идеологической фантасмагории «огненосных творцов»[35. «Опасность для Творцов могли представлять только люди, которые в силу каких-то физиологических особенностей были невосприимчивы к внушению. Их называли выродками... Только они сохраняли способность трезво оценивать обстановку, воспринимать мир, как он есть, воздействовать на мир, изменять его, управлять им. И самое гнусное заключалось в том, что именно они поставляли обществу правящую элиту, называемую Огненосными Творцами. Все Огненосные Творцы были выродками, но не все выродки были Огненосными Творцами. И те, кто не сумел войти в элиту, или не захотел войти в элиту, или не знал, что существует элита, были объявлены врагами... государства, и с ними поступали соответственно» (Стругацкий А., Стругацкий Б., Обитаемый остров).] в этом «обществе спектакля»[36Ги Дебор. Общество спектакля (Debord Guy-Ernst. La Societe du spectacle, 1967) — культовая книга, посвященная состоянию общества, утратившего непосредственность: «все, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Термин «спектакль» означает «самостоятельное движение неживого» или «общественные отношения, опосредованные образами». Важную роль в становлении общества спектакля сыграли СМИ: «это новшество обернулось настоящим Троянским конем» (Цит. по: ru.wikipedia.org/wiki). ] правит бал сумма гибких лоялистско-патриотических клише, поддерживаемых форсированной суггестией и подверженных перманентной инфляции.
Иначе говоря, представлена ситуация тотального извращения всей прежней политкультуры: патриархальной организации правления — рациональной бюрократии — революционной целесообразности. Трансформация, в предельной полноте отраженная на страницах комиксов и в фильмах категории «Б».
Возможно, политология писателей в значительной мере остается размышлениями о будущем. И речь идет не только о России, но обо всем человеческом универсуме, демонстрирующем свою изнанку — «массаракш». Новая геометрия власти заметно отличается от аксонометрии, используемой при выстраивании привычной картины мира.
Наряду со сменой акторов[37. Акторы — субъекты социального действия - www.onlinedics.ru.], диверсификацией целей, усложнением хронотопа меняется и маршрутизация действий. Специфика фантастики Стругацких не в дегустации последовательных различий прошлого, настоящего, будущего, а в их драматичном «горизонтальном» столкновении, сопровождающем экзистенциальный транзит, — ситуация, когда распадается связь времен, обнажая тоннели рекуренции и деградации. История при этом растворяется в беззаконном смешении: калейдоскопе культур и веков, смещении прежней логики мироустройства и вектора перемен. Или, по выражению Ивана Ефремова, «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории».
(«Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй и государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. <...> Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих двадцати лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах».)[38. Ефремов Иван. Письмо к Э. Олсону, 1969 (цит. по: www.mirf.ru/Articles/print1873.html).]
Образы внеземных миров вполне могут оказаться эскизами/моделями наиболее мрачных прогнозов земной футурологии. Таких как единение государственной и мафиозной власти, сливающихся с безликостью спецслужб. Разрастание амбициозных сообществ, коалиций богатства и власти, действующих поверх стран и народов, одновременно с расползанием мирового андеграунда, его выходом на поверхность в нечестивом конкубинате с большим социумом. Превращение государств в подобие бизнес-корпораций, а ТНК в подобие государств. Гибридные, асимметричные, сетецентрические войны, мятеж-войны, прокси-войны, дисперсные паравойны с участием обезличенных войск, криптоармий, частных армий, комбатантов, инсургентов, разведывательных/интеллектуальных трестов, «эскадронов смерти». Анонимные семантические, технологические, финансовые, психологические, цифровые, биотехнологичные атаки. Квазифемические суды с распределенным множеством розыскных терминалов и глобально-рассредоточенной пенитенциарной системой. Проведение императивными структурами комплексных операций управляемой интенсивности. Черный рынок безопасности. Метастазы территорий смерти с их перманентными, кровоточивыми конфликтами. Объединение мейнстрима и маргиналов, элиты и люмпенов, гламура и помойки… В общем, — разнообразных версий сокрушения миропорядка, культурного коллапса, аномии, неоархаизации, антропологической катастрофы.
Ценности и свободы, обретенные в ходе истории — не тот избыточный ресурс, которым можно жертвовать в бурных обстоятельствах житейского моря, сбрасывая с корабля современности. Эти «нематериальные активы» — основной капитал, жизненный нерв и сама суть цивилизации. Попытка технически оснащенного, но морально ущербного проникновения в будущее рискует обернуться катастрофическим поражением, далеко выходящим за рамки агрессивной реституции прошлого.
Политология будущего. Стругацкие: футур-текст и российский контекст
Неклесса Александр Иванович
(1949, Москва) — член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, руководитель Группы ИНТЕЛРОС - www.intelros.ru.
Живет в Москве.
Государство-корпорация
— В конце концов, что нам нужно? — сказал Тесть. — Либо объединенные хонтийцы, без этой своей гражданской каши, либо наши хонтийцы, либо мертвые хонтийцы... В любом случае без вторжения не обойтись. Договоримся о вторжении, а прочее — уже детали... На каждый вариант уже готов свой план…
— Тебе обязательно надо нас без штанов пустить, — сказал Деверь. — Тебе — пусть без штанов, лишь бы с орденами.
А. и Б. Стругацкие. «Обитаемый остров»[27. Эпиграф взят из окончательного варианта романа (в редакции Бориса Стругацкого) 1992 года. Этот вариант — в некотором смысле первоначальный, поскольку восстановлены сокращения и исправления, внесенные при первой публикации по требованию цензуры.]
Читатели — диссиденты и не диссиденты, размышляли над предъявленными Стругацкими моделями футуристичной государственности и поведения индивида при конфликте с социальной реальностью/политическим строем.
читать дальше
Румата — он ведь не прогрессор, а наблюдатель: иной (и потенциально изгой) по отношению к жителям Арканара, инок в местных одеждах, но под покровом чужих сил. «Репортер без границ», позволяющий членам своей цивилизации на экранах мониторов в режиме реального времени наблюдать за происходящим на чужой планете. Соглядатай, шпион, разведчик, лишенный возможности действовать, однако размышляющий: почему, собственно, он «дезактивирован» и правильна ли такая политика? Однако когда Антон переходит от «сглаживания углов» к прямому действию, это не следствие обдуманного решения — просто, как и Гамлета, его подстегнули навалившиеся обстоятельства.
Или столкновение Странника с юным землянином Максимом в «Обитаемом острове» — первой части «трилогии Каммерера». Прогрессор Сикорски (он же — Странник, он же — Рудольф) реализует долговременный, эволюционный проект реформирования Страны Отцов (т. е. «Отечества»), направляя ее развитие в нужное русло. Население же тем временем претерпевает деградацию, духовную гибель под зомбирующими «излучателями». И противоположная позиция Максима Каммерера, у которого иное видение ситуации: возможно, лет через пятьдесят Сикорски (он долгожитель) сможет разрешить проблемы с инфляцией, коррупцией и утрясти прочие неурядицы, возможно… только вот для кого их решит? Максим видит другой маршрут исхода из неочевидного ада — антиолигархическую революцию.
Предмет их спора — что же в конечном счете важнее: сохранение личности или социальный результат. Но возможен ли позитивный результат при коррозии и утрате личности? Истощенное общество с трудом сохраняет фасад цивилизации, люди погребены под будущим, чей горизонт смят. В результате декорум общества, может, и устоит, но человек сгинет. И когда инфляция станет нулевой, Странник, начав понижение облучения, столкнется с массой еще сильнее интоксицированных, не поддающихся реабилитации, оскотинившихся либо просто угасших людей…
Прозорливый юноша меж тем предвидит еще одну возможность — произойдет ли вообще это «понижение облучения», ведь в кулуарах оппозиции обсуждается идея: использовать по ту сторону перемен те же излучатели, но с благими намерениями. И эта версия будущего Максиму крайне несимпатична — последнее, может статься, «хуже прежнего».
Интересен не только намеченный в повествовании прогноз будущего Страны Отцов, но и пунктирно обозначенные хроники прошлого. Находясь ad marginem основного сюжета, генезис этого осколка империи — «страна была когда-то значительно обширнее»[28. Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров.], траектория ее социального омертвления и экзерсисы политического футуризма заслуживают отдельного рассмотрения.
Итак, империя пала, была разграблена и разделена. Ex Unus Pluribum. После геополитической катастрофы, придавившей население Страны Отцов (Rule by Fathers; Res Patres vs. Res Publica, т. е. население не «кто», а «чьи»), ее правители во взаимоотношениях с другими осколками «теллурии» стремятся «отстаивать свои интересы с использованием всех доступных средств, включая военные и экономические»[29. «14 декабря 1992 г. российский министр иностранных дел Андрей Козырев выступал на заседании Совета Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Стокгольме. Он заявил: „Я должен внести поправки в концепцию российской внешней политики... Сохраняя в целом курс на вхождение в Европу, мы отчетливо сознаем, что наши традиции во многом, если не в основном, в Азии, а это устанавливает пределы сближения с Западной Европой... Пространство бывшего СССР не может рассматриваться как зона полного применения норм СБСЕ. Это, по сути, постимперское пространство, где России придется отстаивать свои интересы с использованием всех доступных средств, включая военные и экономические. Мы будем твердо настаивать на том, чтобы бывшие республики Союза незамедлительно вступили в новую федерацию или конфедерацию. И об этом пойдет с ними жесткий разговор”. Слова российского министра, не раз заявлявшего о своей прозападной позиции, буквально привели в оцепенение его зарубежных коллег. Некоторые даже подумали, что в Москве произошел переворот, и Козырева заставили сделать такое заявление. Вскоре, однако, все облегченно вздохнули. Козырев пояснил: внешнеполитический курс Москвы остается неизменным, и он лишь хотел показать, какой станет ее политика, если в стране возьмут верх „реакционные националистические силы”» (Тренин Дмитрий. Post-imperium: евразийская история. М., «РОССПЭН», 2012, стр. 127 — 128).]. Запись в рабочем дневнике Стругацких: «Капитализм. Олигархия. Управление через психоволны. Науки только утилитарные… Психология тирании: что нужно тирану? Кнопочная власть — это не то, хочется искренности, великих дел. Есть процент населения, на кого лучи не действуют. Часть — рвется в олигархи, (олигархи тоже не подвержены). Часть — спасаются в подполье от истребления, как неподатливый материал. Часть — революционеры…»[30. Цит. по: Вишневский Борис. Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда. СПб., «Terra Fantastica», 2003, стр. 114.]
Произошли серьезные изменения в структуре госуправления «национал-капитализмом». Прежняя административная культура, рудименты которой наряду с имперскими артефактами еще присутствуют в тексте, уже не имеет политического значения. Она подверглась коррозии и замещению, однако не маргинальной по своей сути, пусть и изощренной, уголовщиной, но скорее симбиозом аморального корпоративного менеджмента с не ограниченной рамками закона практикой секретных служб и криминальных сообществ.
Любопытна архитектоника этой власти, предугаданная оргструктура государства-семьи, модус ротации нечестивого братства: анонимность, неопределенность статуса, высокий уровень дискрециональности, несовпадение публичной и реальной иерархий: формальная должность и положение во власти — не одно и то же в политической системе «неизвестных отцов». Во внутреннем круге реальной власти действуют регламенты «по понятиям». Шутовские имена-прозвища — своего рода звания: Папа, Тесть, Свекор, Шурин, Деверь[31. Самонаименование «Неизвестные Отцы» и структура власти (внутренний и внешний круг) взяты из признанной фэндомом «канонической» версии «Обитаемого Острова», где восстановлен предцензурный вариант текста. В «цензурном» варианте 1971 года издания прямая отсылка к «семье» («мафиозной» структуре правящей верхушки) убрана и анонимные правители носят имена-клички Волдырь, Умник, Канцлер, Головастик и т. п. «Неизвестные Отцы» в «цензурном» варианте именуются «Огненосными Творцами» (прим. ред.).] («сидящие» / т. е. олигархи) — первый круг. Умник и т. д. («стоящие» / т. е. CEO управленцы) — второй, включая, между прочим, Странника. Иными словами, эти оболочки — суть ячейки, которые занимают сменяющиеся либо сменяемые персонажи, живущие параллельно в других обличиях и должностях, образуя клан, отлученный от морали и освобожденный от закона.
На первый взгляд все это разительно напоминает устройство мафии (дон, младший босс, консильери, капо, солдаты), однако с существенными модификациями: не просто несовпадением публичной сценографии с чисто конкретным руководством, но признанной обществом легитимностью анонимной власти. Итог демонстрирует весьма специфичную типологию госуправления: комбинаторику практикаблей политического мейнстрима с механикой тайной власти, подвижный консенсус олигархических интересов и актуальных обстоятельств/обязательств, заместивших смысловой, ценностный, социальный вакуум[32. Коррупция верховной власти заключается в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей. Определение коррупции власти в справочном документе ООН «О международной борьбе с коррупцией»: «Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».]. «Преступники, завладевшие целым государством, и самое государство сделавшие орудием своих преступлений»[33. Вступительная речь главного обвинителя от СССР Р. А. Руденко. — В кн.: Нюрнбергский процесс. Сборник материалов. Том I. М., «Юридическая литература», 1955.]. Правда, с существенной оговоркой: вместо воплощения рожденной «искрометной революцией энтузиастов»[34. «Нельзя забывать и нельзя никак оправдать того факта, что национал-социализм был искрометной революцией энтузиастов, настоящим немецким народным движением, которому были свойственные неведомые ранее масштабы духовного подъема, веры и громадного всеобщего воодушевления». Томас Манн. — Цит. по: Паламарчук Е. А. Социальная политика Третьего рейха. Ростов-на-Дону, 2006. На правах рукописи или диссертации.] идеологической фантасмагории «огненосных творцов»[35. «Опасность для Творцов могли представлять только люди, которые в силу каких-то физиологических особенностей были невосприимчивы к внушению. Их называли выродками... Только они сохраняли способность трезво оценивать обстановку, воспринимать мир, как он есть, воздействовать на мир, изменять его, управлять им. И самое гнусное заключалось в том, что именно они поставляли обществу правящую элиту, называемую Огненосными Творцами. Все Огненосные Творцы были выродками, но не все выродки были Огненосными Творцами. И те, кто не сумел войти в элиту, или не захотел войти в элиту, или не знал, что существует элита, были объявлены врагами... государства, и с ними поступали соответственно» (Стругацкий А., Стругацкий Б., Обитаемый остров).] в этом «обществе спектакля»[36Ги Дебор. Общество спектакля (Debord Guy-Ernst. La Societe du spectacle, 1967) — культовая книга, посвященная состоянию общества, утратившего непосредственность: «все, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Термин «спектакль» означает «самостоятельное движение неживого» или «общественные отношения, опосредованные образами». Важную роль в становлении общества спектакля сыграли СМИ: «это новшество обернулось настоящим Троянским конем» (Цит. по: ru.wikipedia.org/wiki). ] правит бал сумма гибких лоялистско-патриотических клише, поддерживаемых форсированной суггестией и подверженных перманентной инфляции.
Иначе говоря, представлена ситуация тотального извращения всей прежней политкультуры: патриархальной организации правления — рациональной бюрократии — революционной целесообразности. Трансформация, в предельной полноте отраженная на страницах комиксов и в фильмах категории «Б».
Возможно, политология писателей в значительной мере остается размышлениями о будущем. И речь идет не только о России, но обо всем человеческом универсуме, демонстрирующем свою изнанку — «массаракш». Новая геометрия власти заметно отличается от аксонометрии, используемой при выстраивании привычной картины мира.
Наряду со сменой акторов[37. Акторы — субъекты социального действия - www.onlinedics.ru.], диверсификацией целей, усложнением хронотопа меняется и маршрутизация действий. Специфика фантастики Стругацких не в дегустации последовательных различий прошлого, настоящего, будущего, а в их драматичном «горизонтальном» столкновении, сопровождающем экзистенциальный транзит, — ситуация, когда распадается связь времен, обнажая тоннели рекуренции и деградации. История при этом растворяется в беззаконном смешении: калейдоскопе культур и веков, смещении прежней логики мироустройства и вектора перемен. Или, по выражению Ивана Ефремова, «взрыве безнравственности», за которым последует «величайшая катастрофа в истории».
(«Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй и государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. <...> Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих двадцати лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах».)[38. Ефремов Иван. Письмо к Э. Олсону, 1969 (цит. по: www.mirf.ru/Articles/print1873.html).]
Образы внеземных миров вполне могут оказаться эскизами/моделями наиболее мрачных прогнозов земной футурологии. Таких как единение государственной и мафиозной власти, сливающихся с безликостью спецслужб. Разрастание амбициозных сообществ, коалиций богатства и власти, действующих поверх стран и народов, одновременно с расползанием мирового андеграунда, его выходом на поверхность в нечестивом конкубинате с большим социумом. Превращение государств в подобие бизнес-корпораций, а ТНК в подобие государств. Гибридные, асимметричные, сетецентрические войны, мятеж-войны, прокси-войны, дисперсные паравойны с участием обезличенных войск, криптоармий, частных армий, комбатантов, инсургентов, разведывательных/интеллектуальных трестов, «эскадронов смерти». Анонимные семантические, технологические, финансовые, психологические, цифровые, биотехнологичные атаки. Квазифемические суды с распределенным множеством розыскных терминалов и глобально-рассредоточенной пенитенциарной системой. Проведение императивными структурами комплексных операций управляемой интенсивности. Черный рынок безопасности. Метастазы территорий смерти с их перманентными, кровоточивыми конфликтами. Объединение мейнстрима и маргиналов, элиты и люмпенов, гламура и помойки… В общем, — разнообразных версий сокрушения миропорядка, культурного коллапса, аномии, неоархаизации, антропологической катастрофы.
Ценности и свободы, обретенные в ходе истории — не тот избыточный ресурс, которым можно жертвовать в бурных обстоятельствах житейского моря, сбрасывая с корабля современности. Эти «нематериальные активы» — основной капитал, жизненный нерв и сама суть цивилизации. Попытка технически оснащенного, но морально ущербного проникновения в будущее рискует обернуться катастрофическим поражением, далеко выходящим за рамки агрессивной реституции прошлого.
Продолжение следует.