Сим постом мастер Гамбс продолжает перепост отсюда -
magazines.russ.ru/novyi_mi/2014/7/10n-pr.html - статьи А.Неклессы "Политология будущего. Стругацкие: футур-текст и российский контекст"
Текст большой, так что на несколько дней его хватит...
АЛЕКСАНДР НЕКЛЕССА
Политология будущего. Стругацкие: футур-текст и российский контекстНеклесса Александр Иванович(1949, Москва) — член бюро Научного совета «История мировой культуры» при Президиуме РАН, председатель Комиссии по социальным и культурным проблемам глобализации, руководитель Группы ИНТЕЛРОС -
www.intelros.ru.
Живет в Москве.
Перемена участиНам нельзя терять веру в человечество, поскольку мы сами люди.
Альберт ЭйнштейнТихие сумасшедшие приближают будущее.
Габриэль Гарсия МаркесЭпитафия или фатальный приговор
«целому мировоззрению», воплощенному в цикле о Мире Полудня-1, предполагался быть вынесенным в заключительных строках ненаписанного романа «Белый ферзь» («Снежная королева»): книги о пересмотренной версии мира XXII века. О его не столько коммунистической, сколько гностической модели — восстающих из вод истории концентрических кругах Атлантиды или ощерившейся макабрическим флотом Антарктиде a la Швабия-211. Другими словами, о Мире Полудня-2, обновленная версия которого оказывается сродни химере греческого полиса: сообществу свободных граждан — философов, поэтов, интеллектуалов, риторов. И — черни. Правда, в мире технического совершенства чернь предана остракизму. На ум приходит сентенция: «Это общество будет и демократичным, и благоденствующим — в нем все будут иметь по три раба…»
читать дальше
Содержание замысла было пересказано Борисом Стругацким в самых общих чертах. Фраза же, «ради которой братья Стругацкие до последнего хотели этот роман все-таки написать», в устах жителя «Солнечного круга», подводящего итог рассказу Тора-Каммерера о его мире, звучит следующим образом: «Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали. Такой мир может быть только придуман… — до вас и без вас, — а вы не догадываетесь об этом». И это — как удар ножом. Проблеск истины придает подозрениям писателей и прозрениям персонажей статус особой, синкретичной реальности.
Герои Стругацких не ощущают ни уязвимости излагаемых ими позиций, ни искусственности своего мира, но испытывают смутную тревогу, чувствуя присутствие другой силы. Однако не могут ее опознать, что доводит некоторых фактически до паранойи. Между тем ключевое для Стругацких заявление жителя Островной империи о придуманности Мира Полудня может получить различные интерпретации.
С точки зрения обыденной логики — это тривиальное указание на статус литературного произведения, т. е. на взаимоотношения творца-автора и созданной им вселенной «под куполом» (a la Стивен Кинг). Или более глубокая трактовка — обоснованная холизмом и логикой фронесиса, с признанием второго дна у писательской фантазии: наличие бессознательных кодов, интегрирующих жизненный опыт в форме художественного вымысла. Речь в сущности, идет о способности «вспоминать» и опознавать будущее как инкарнацию уже где-то и когда-то бывшего настоящего (т. е. используя некий магический шаблон), в духе несколько модифицированного — спиралеобразного — прочтения идей «вечного возвращения». Последнее истолкование продуктивней, придавая искусственности мира XXII века статус аутопоэтической автаркии.
Мысль, высказанная островитянином, может также означать неосведомленность Максима об истинном положении вещей — и не только в курируемом регионе, но крах всех его представлений о Мире Полудня. Одновременно констатируется предел любой утопии, ее принципиальная призрачность, уязвимость. В то же время сама возможность обрушения иллюзий заметно раздвигает мысленный горизонт, а нарастающее чувство беспомощности у манипулируемой марионетки стимулирует призывание «прогрессоров», даже при обоснованных сомнениях в их природе.
В безрелигиозном мире с какого-то момента моление об избавлении выплескивает наружу накопившийся яд эскапизма, и с этого момента «пропасть начинает вглядываться в тебя»[44. «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя» (Nietzsche Friedrich. Jenseits von Gut und Bose, 1886) (Ницше Фридрих. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. В кн.: Ницше Фридрих. Сочинения в 2-х томах. Том 2. М., «Мысль», 1990). Перевод с немецкого Н. Полилова.] — критическое состояние, чреватое в пределе тотальным самообманом и моральной капитуляцией. Вспомним пастырство Воланда, когда для разрешения проблем, нерешаемых в земной системе координат, героям пришлось прибегнуть к помощи потусторонней силы — если не инопланетных, то инобытийных существ: приходящих извне странников. Эвакуация там, кстати, тоже налицо. А повествование схожим образом представляет шараду, где излагаемый сюжет порой расходится с внутренней логикой текста и со скрытым, отчасти даже от автора, смыслом событий.
«Маргарита приблизила губы к уху мастера и прошептала:
— Клянусь тебе твоею жизнью, клянусь угаданным тобою сыном звездочета, все будет хорошо.
— Ну, и ладно, ладно, — отозвался мастер <…> — Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там.
<…>
И в этот самый момент в оконце послышался носовой голос:
— Мир вам.
Мастер вздрогнул, а привыкшая уже к необыкновенному Маргарита вскричала:
— Да это Азазелло! <…> — и, шепнув мастеру: — Вот видишь, видишь, нас не оставляют! — бросилась открывать»[45. Булгаков Михаил. Мастер и Маргарита. М., «АСТ», «Олимп», 1999, стр. 389 — 390.].
Другая аналогия — диалоги Максима с Экселенцем и беседы Фауста с Мефистофелем. Речь идет о той же проблеме оснований, о внутренних и внешних рубежах свободы. Что ставится во главу угла персональной ситуации и социальной конструкции? Будет ли она возведена на скале или на песке? В последнем случае основой лукавого благополучия и ложного величия в финальном эпизоде-апофеозе может оказаться вырытая лемурами могила.
Мак Сим, взрослея, познает устройство жизни на планете Саракш: это его путешествие, маршрут его испытаний, чреда ситуаций и очарований, инициирующих его развитие. В начале повести Максим Каммерер — загулявший переросток. С литературной точки зрения «Обитаемый остров», в сущности, воспитательный роман-путешествие. Главный итог: обретение героем — возможно, в большей степени, нежели Сикорски, заслужившим титулование странником, — самого себя. «Кто хочет стать тем, чем он должен быть, тот должен перестать быть тем, что он есть» (Мейстер Экхарт)[46. Экхарт Мейстер. Духовные проповеди и рассуждения: Репринтное воспроизведение издания 1912 года. Перевод с немецкого, вступительная статья и оформление М. В. Сабашниковой; Послесловие Александра Доброхотова. — М., «Политиздат», 1991, стр. 177 (Философская классика).]. Сравним эту коллизию с отчаянной трансформацией «козлика» Кандида в лесной части «Улитки на склоне» («Кандид встал, вытащил из-за пазухи скальпель и зашагал к окраине»[47. Стругацкий А., Стругацкий Б. Улитка на склоне. — В кн.: Стругац-кий А., Стругацкий Б. Волны гасят ветер. Л., «Советский писатель», 1989.]), фиаско Переца в «управленческой» ее части («Перец попятился от него, как от гигантской сколопендры, наткнулся на стол и повалил Тангейзера на Венеру»[48. Там же, 1989.]) или с иллюзорной «попыткой к бегству» Андрея Воронина из «круга первого» потерянных душ («Град обреченный») посредством самоубийства.
Одержание паразитирует на благих порывах. Именно убедительность аргументации прогрессора Сикорски в споре с Максимом напоминает беседы Воланда и Мастера или Фауста с Мефистофелем. Когда по-своему совершенная, но сомнительная в исходных постулатах интеллектуальная аргументация может быть опровергнута лишь сердцем. У Мак Сима — твердым несогласием с политикой Странника, сформулированным в последних строках повести. Изощренная софистика способна исказить, закрыть, даже сломать ментальный горизонт индивида, но у личности остается союзник, определяемый как со-весть, сердце, душа: «Не знаю, — сказал Максим. — Я буду делать то, что мне прикажут знающие люди. Если понадобится, я займусь инфляцией. Если придется, буду топить субмарины... Но свою главную задачу я знаю твердо: пока я жив, здесь никому не удастся построить еще один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями»[49. Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров.]. Подчас субъективное спасение представляется более важной целью, нежели объективный результат.
Братья писали фантастические повести, то есть литературу «на потребу». Не в смысле конъюнктурности по отношению к властям, но определенной конъюнктурности относительно запросов публики. Пусть и жанровых. Личности героев поглощены сюжетом, мы познаем их не столько через внутренний мир, размышления, речь, рефлексию, сколько через констатации состояний и перипетии событий, порой далеко отстоящих по времени. Недаром фантастика, равно как и детективная литература, хорошо совместима с кинематографом, видеоиграми и т.п. Все-таки это скорее мыслительный акт, нежели полноценное художественное творение. Поэтому и разгадываем тексты АБС, как ребусы. Правда, шарады шарадам рознь. У Стругацких криптография с двойным дном, к тому же дискретна: волнующая проблема не всегда очевидна, а обретенное решение может быть пересмотрено и даже опровергнуто в последующих текстах. Так, кажется, и произошло с торжеством позиции Странника в «Острове», поставленным под сомнение трансформацией Рудольфа Сикорски, обнаруживаемой в других произведениях или за их пределами в авторских комментариях.
Экселенц — политик, в значительной мере управляющий ходом событий в Стране Отцов, как минимум, значимо влияющий на них, пытаясь охватить системой шпионажа и контроля всю планету. Но власть обладает собственной логикой, и как всякий реализовавший свои амбиции политик он зажат в тисках дьявольской альтернативы: необходимости выбора между вариантами зла, совершая или санкционируя «необратимые действия» («высшая мера социальной защиты»). Политику сложно различать и разделять императивную функцию (прогрессор Странник) и собственную личность (человек Рудольф), особенно в критических обстоятельствах. Поэтому давно подмечено: власть — яд, подвергающий личность коррозии. Из дальнейших произведений («Жук в муравейнике») известно, в какой мере яд проник в душу Сикорски.
В итоге политика КОМКОНа во вселенной Стругацких оказывается по сути аналогичной действиям гвардии на Саракше: она также нацелена на преследование иных, т. е. домашней версии выродков. Именно Рудольф Сикорски убивает подкидыша Льва Абалкина: «в них стреляли, они умирали»[50. Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук в муравейнике.]. Заметная дистанция была пройдена писателями от оптимистичных эскизов Мира Полудня.
Окончание следует.