Оригинал взят у ЖЖ-юзера anlazz в О Стругацких, Макаренко и нелокальности сознания…
Забавно, но вопрос о локальности или нелокальности сознания является важным не только с т.з. изменения индивидуального сознания. Не менее значим он для понимания такой важной области человеческой деятельности, как педагогика. Более того, именно эта, кажущаяся отвлеченной, проблема на самом деле выступает как бы не краеугольным камнем создания такой системы воспитания, которая могла бы быть адекватной встающим перед человечеством задачей. Необходимость этого создания, по сути, была осознана давно: уже в середине XX века стало ясно, что существующая система воспитания не позволяет достаточно эффективно блокировать появление деструктивных типов психики. Особенно серьезно данная проблема стала проявляться в условиях советского общества – когда переход к «безопасному обществу» отключил многие традиционные методы борьбы с деструкторами. Впрочем, данный вопрос надо рассматривать отдельно – тут же важно отметить то, что именно в это время возникла идея о «новой педагогике», как о важнейшей составляющей дальнейшего развития общества. Наиболее ярко она воплотилась в т.н. «утопии братьев Стругацких» или «мире Полудня», ставшем на какое-то время самым сильным образом «нового мира» для советских людей.

Идея Стругацких, да собственно, вообще подавляющего большинства людей, «стоящих» за «новую педагогику», как основу «общества будущего», состояла  в том, что по мере развития производительных сил все большее число людей должно было «перенаправляться» из сферы «производства материальных ценностей» в сферу производства самого человека. Т.е. в сферу воспитания. Вершиной подобного процесса представлялась модель, в котором один воспитатель (т.е., специалист, формирующий личность) приходился если не на одного воспитуемого, то, по крайней мере, на небольшую группу оных. Именно тогда – по мнению сторонников данной концепции – у педагогики появлялась хоть какая-то возможность стать тем, чем она должна быть. А именно – сферой построения конструктивной психики человека. По сути, именно после этого можно будет говорить об отказе от традиционной «машины принуждения» в виде государства – как о том механизме, который пусть плохо, он защищает людей от «деструкторов». Т.е., о наступлении коммунизма. (До этого момента коммунизм невозможен – поскольку все его ростки будут неизбежно «утилизированы» деструкторами.)

Подобная модель наиболее полно представлена в «Мире Полудня» братьев Стругацких. Поэтому до сих пор ее принято считать самой оптимальной формой «коммунистического формирования личности» - в противовес «буржуазным» (на самом деле просто классовым) концепциям, основанным на подавлении и отбраковке «козлищ».
читать дальше