...мы вновь обязаны братскому сообществу с мейл.ру и лично Ю.Флейшману my.mail.ru/community/abs/124F385F6E1CA1AF.html .

Однажды, 30 лет спустя!

95-летию со дня рождения А.Н. Стругацкого посвящается!

Для начала – два факта, связанные с братьями Стругацкими:
1) 27 сентября 1978 года Аркадий Натанович вместе с Еленой Ильиничной уехали в Болгарию поездом «Москва-София» с Киевского вокзала. Билеты стоили 62 рубля. Ехали они туда по приглашению болгарских любителей фантастики. Были в Софии, Пловдиве, Бургасе, Созополе и некоторых других местах. Всюду АН выступал в КЛФ. Есть несколько интервью в болгарской прессе и даже сохранилась аудиозапись выступления в КЛФ «Иван Ефремов» (София): www.youtube.com/watch?reload=9&v=-mgUZYkWiIo , www.youtube.com/watch?v=KHVVWH_VA0s
Вернулись они самолетом из Софии 15 октября 1978 года через КПП «Шереметьево».
2) 15 апреля 2008 года в «Известиях» вышло интервью Бориса Натановича «Все пишут фэнтези, спасу нет», взятое Натальей Кочетковой. 16 апреля его перепечатала Ярославская областная газета «Северный край».




Есть ли еще какая-то связь между двумя событиями, разделенными тридцатью годами?
На первый взгляд – нет. «Где имение, а где вода?» – любил в таких случаях говорить Борис Натанович… Но это только на первый...

Интервью в «Известиях» я купил в момент выхода, а вот про «Северный край» узнал только через несколько лет после его выхода. К сожалению, газету я найти не смог, так она и оставалась в списке «Поиска».
Во время четырехмесячной «самоизоляции» я снова занялся поиском отсутствующих публикаций.
В интернете прочитал, что Ярославская областная библиотека уже некоторое время ведет оцифровку ряда газет, в том числе и «Северного края». Написал в библиотеку.
Там ответили, что нужный мне номер пока не оцифрован, но дали контакты тогдашнего главного редактора газеты Андрея Вениаминовича Григорьева.
Я с ним списался. Он обещал помочь с сканами газеты. И довольно быстро прислал мне сканы.
За что ему отдельное большое спасибо!

На этом история только начиналась.
В одном из писем Андрей Вениаминович написал (цитирую с его разрешения):
«А ещё я когда-то сто лет назад проходил срочную службу в погранвойсках (1977-1979) на КПП «Шереметьево» на паспортном контроле, и однажды у меня проходил лично! Аркадий Натанович с супругой. Я даже запомнил, что они прилетели из Болгарии. Так что я отметился своим штампом в его паспорте».

Я просто обалдел! Особенно от слова «лично» с восклицательным знаком. Попросил написать подробнее. Вот что он ответил:
«В советские годы на всех КПП погранвойск на паспортном контроле работали в основном сержанты-срочники. Офицеры и прапорщики этим занимались очень редко, они, как правило, были старшими смен. Это сейчас на всех КПП на паспортах сидят офицеры, много девчонок-лейтенанток. Тогда же были только парни по 18-20 лет, только что после школы. Потом ещё добавились студенты-первокурсники из вузов, где не было военных кафедр, но это уже в 80-е, а когда я служил, студентов призывали на год уже после окончания вузов.
Не могу сказать, что я в школе сильно увлекался фантастикой, но из «БСФ» прочитал порядочно — всё, что смог найти. В том числе и том Стругацких — там были «Трудно быть богом» и «Понедельник начинается в субботу».
Советские граждане должны были при выезде заполнять учётные талоны из двух частей — Выезд (чёрный шрифт) и Въезд (красный). «Выезд» изымался на вылете, «Въезд» штамповался и отдавался пассажиру. Потом по прилёту его пограничники забирали и сдавали для отчётности (у иностранцев так же забирали части вкладной визы). Видимо, Аркадий Натанович был аккуратным человеком и свой собственноручно заполненный въездной талон со штампом КПП Унгены (выезд) в Болгарии не потерял, потому мне пришлось его сдать по команде.
Но были разгильдяи, которые теряли свои въездные талоны. Это не считалось каким-то нарушением или проступком, просто при въезде они наново заполняли въездной талон, а пограничник от руки дописывал в него дату и КПП выезда (такой штамп ставился ещё и в паспорте, как это и сейчас делается, поэтому проблема не возникала). Но в этом случае «автограф» известного человека можно было сохранить, заполнив за него ещё один экземпляр талона для сдачи. Начальство за это, если замечало, ругало, но не сильно. Зато потом после смены мы хвастали друг перед другом (мальчишки же), кто у кого проходил. Нескольким счастливчикам доставались настоящие подарки судьбы: Высоцкий с Мариной Влади, Михайлов-Петров-Харламов, Олег Блохин...
У меня из «особо ценных» клиентов был Леонид Буряк — тогда это была звезда уровня, ну я не знаю, Месси или Роналдо. Из публики «попроще» у меня проходили Тимур Гайдар, Игорь Фесуненко, Владимир Атлантов, Евгений Симонов, вот Аркадий Натанович. Как ими похвастаешь, если сначала нужно объяснять, кто это такие. Были какие-то канадцы с чемпионата мира по хоккею 1979, но этих я не запомнил.
Во вложении — фото на память моего личного штампа №35. До сентября 1978 года на все аэропорты был единый КПП «Москва», потом его разделили и у нас стал КПП «Шереметьево». Стали самостоятельными «Внуково» и «Домодедово», но тогда там ещё было очень мало заграничных рейсов...»





Остается добавить, что служил Андрей Вениаминович на должности «контроллера КПП».
Вот что он пишет: "должность контролёра на КПП уже тогда была прапорщицкая, т.е. для срочников была перспектива роста в звании до старшины. Так что начинал я, как все нормальные люди, младшим сержантом (после сержантской школы) и потом рос до старшины. Правда, высшее для срочника звание мне присвоили недели за две до увольнения. Но домой уже красивым ехал"
В настоящее время – главный редактор сайта «Яркипедия» - yarwiki.ru/