Аркадий Стругацкий
«МНЕ НЕПОНЯТНО, КАК ЧЕЛОВЕК ПИШЕТ ОДИН»
запись квартирного вечера
интервью

«МНЕ НЕПОНЯТНО, КАК ЧЕЛОВЕК ПИШЕТ ОДИН»

Квартирный вечер Аркадия Стругацкого. Расшифровка записи

© Расшифровка и публикация И. Г. Симановского


Слушатель: А можно еще о фирме Стругацких? Как же вы все-таки пишете, живя в разных городах?

АС (со смехом): Ужасно хочется традиционно ответить. И насчет охраны рукописей, и беготни по редакциям34.

Слушатель: <нрзб> вместе живут? Всегда интересно, как же они все-таки пишут?

АС: Мне прямо… вам скажу непонятно, как человек пишет один (смех). А здесь видите, в чем дело… Писать — это все-таки ремесло. Уметь писать — значит уметь облекать свои мысли в слова.

АНК: В образы…

АС: В образы, да… предложения, фразы и так далее. Мысли. Чувства. А где этих мыслей набраться, чтобы было что облекать? Вот где самое тяжелое. А для этого нам вовсе не обязательно <вместе> сидеть было, до сих пор, во всяком случае. Хотя мы с каждым годом чувствуем все большую и большую необходимость быть ближе друг к другу территориально. А так мы ставим перед собой какую-нибудь задачу, и каждый у себя дома на досуге размышляет. Встречаемся на два — на три дня, переговорим. Вносим строгие планы, <строим> сюжет, который лучше всего отвечает проблематике, которая нас интересует. Затем образы, какие образы лучше всего обеспечат развитие этого сюжета. Затем план. Затем машинка, это уже…

Слушатель: Машинка — это понятно, но… как-то по частям? Какую-то часть вы, допустим, пишете, окончательный вариант…

АС: Нет! Нет! Нет! Окончательный вариант — один из нас сидит за машинкой, другой валяется на диване и каждое слово идет под двойным контролем. Мы, конечно… я должен сказать честно, мы имеем огромное преимущество перед большинством авторов. В писании диалогов. Потому что мы с братом очень разные люди, и поэтому нам очень…

Слушательница: Да, диалоги у вас действительно потрясающие…

АС (со смехом): Нет, я не говорю о потрясающих <нрзб>.

Слушательница: Нет, они очень разговорные…

АС: Дело в том, что нам легче писать их. Когда автор один, ему приходится переползать с точки зрения одной на точку зрения другую. А у нас не нужно этого. Я все время сижу на своей точке зрения, на точке зрения одного героя, Борис — на точке зрения другого, и пойдет у нас перепалка, которая просто запихивается…

АНК: …а вы говорите: сразу записываете на машинку. Но ведь мысль гораздо быстрее, чем пальцы ходят. И, стало быть, машинка вас тормозит.

АС: Да мысль-то уже есть!

АНК: А магнитофон, скажем, вы не используете?

АС: Нет. Нет. Не-ет!

АНК: Но вы же можете просто взять, да спокойно…

АС: Нет, я, между прочим, обнаружил очень неприятную одну вещь, что большинство писателей, которые пользуются магнитофоном, очень плохо пишут. Поэтому я стараюсь…



34 Имеется в виду цитата из предисловия И. Ильфа и Е. Петрова к «Золотому теленку»: «Как мы пишем вдвоем? Да так и пишем вдвоем. Как братья Гонкуры. Эдмонд бегает по редакциям, а Жюль стережет рукопись, чтобы не украли знакомые».




Запись: А. Кривомазов.

Оцифровка пленки: Л. Наумов, CAMEL Studio.

Расшифровка записи: Т. Еремеева, И. Симановский, Е. Смирнов, Д. Ушкова.

Комментарии: В. Борисов, И. Симановский, Д. Ушкова.


Отсюда: www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2020_8/Content/P...

Всем спасибо за помощь с вытаскиванием текста!