Вторым на лаборатории «Контур» представил зрителям свой эскиз Дмитрий Писарев – «Далёкую радугу» по повести братьев Стругацких.

На тёмном фоне в ряд сидели артисты, одетые в тёмное. Они не ходили, не жестикулировали, только читали. Сзади их подсвечивали лучи. За спиной находился экран, на котором были пояснения. А ещё музыка, шипение радиоприёмников, звуки связи по скайпу. Этого было достаточно, чтобы к концу истории зал замер.

Планете Радуга грозил конец, надо было срочно выбирать, что или кого они спасут: лучших учёных, бесценные результаты опытов, оборудование. Капитан корабля сказал, что посадит в корабль детей и больше никого. Они спасли всех детей планеты кроме тех, что находились в детском лагере, потому что сломался аэробус, который вёз к месту эвакуации. Всех остальных детей погрузили в корабль без взрослых, их родители остались дожидаться своего часа… Капитан запрограммировал корабль, а сам остался на погибающей планете.
«Через десять минут на площади состоится сеанс видеосвязи с детьми, отправленными на космолёте», – раздался голос по громкой связи. Медленно все стянулись в центр, чтобы напоследок помахать своим детям.

В зале тоже махали нарисованным на экране детям, кто-то плакал.

«Это было явление нового материала, – прокомментировал на обсуждении Павел Руднев. – Он никогда не подвергался инсценировке и воплощению, хотя в стране тысяча театров. Я много думал, почему ни один театр не соглашается на лабораторию по научной фантастике. Хотя те же толкинисты – это миллионная аудитория, которая в разы больше, чем любители почитать Чехова. Это прекрасный способ поменять аудиторию. Многие режиссёры говорят, что фантастика – это нетеатральная тема. Но мне кажется, это разговор о будущем. И из этого эскиза можно сделать спектакль в новом жанре “читакль”, если предположить, что артисты отбрасывают текст и взаимодействуют друг с другом на стульях. Ещё хочется отметить, что хорошо сработал финал. Было очень важно, чтобы мы не расплакалась до финала. Выбранная режиссёром форма аскетична, она сдерживает сентиментальность, что позволило создать основной накал в конце».

Не смог Павел не провести и параллели с сегодняшним днём, удивившись, что никто на обсуждении об этом не сказал.

«Это относительно ранние Стругацкие, и чем дальше, тем больше они оказывались на острие современности. Поднимали вопросы, как произрастает зло, задевали проблему выбора. И то, как любое из решений будет неправильным. Фантастика, она всегда про идеальный мир, хотя в реальном, наоборот, дети чаще становятся жертвами. Потому что люди отдают предпочтение настоящему, забывая про будущее, а дети – это будущее. Я смотрел и думал: даже в техническом мире, где люди создали планету учёных, сверхрациональный мир, остаётся иррациональное. Всегда будет иррациональная волна, которую невозможно будет остановить. И я смотрел и думал про коронавирус. Мы уже научились изменять пол человека и даже возвращать его обратно, но с проблемой коронавируса человечество пока не может справиться. И вдруг эта мысль: “Выживут только дети”. Ведь и коронавирус пока затрагивает их в меньшей степени. Невозможно не думать про актуальность этой истории».

Конечно, у критиков возникли и вопросы, например к инсценировке, которую Дмитрий создал сам в кратчайшие сроки, поэтому не всё было понятно. При этом зрители оценили, как режиссёр преподнёс личную драму людей на фоне глобальных событий, высветил самое человеческое в фантастическом мире.

Вера Вяткина
Фото: Игорь Шутов

Отсюда: m.vk.com/wall-5228783_14695

По ссылке можно посмотреть фотографии. Для имеющих аккаунт в Инстаграме -
записи прямых эфиров со всех показов эскизов и их обсуждений здесь: www.instagram.com/chelgmt/