Мир Зари
«Путь на Амальтею» братьев Стругацких, Или ответ на вопрос: «Научная фантастика или нет»?
А теперь вернёмся к «заклёпкам» и попробуем доказать, что «Путь на Амальтею» – всё-таки именно научная фантастика.
И начнём с причины, по которой братья Стругацкие назвали Амальтею пятым спутником Юпитера. Не первым (если считать от Джупа), не двенадцатым, если считать в обратную сторону, а именно пятым. Для этого обратимся к истории.
В 1892 году американский астроном Эдуард Эмерсон Бернард в Ликской обсерватории на склоне горы Гамильтон (1283 м над уровнем моря), штат Калифорния, открыл спутник Юпитер Амальтею. Это был последний спутник Юпитера, который открыли путём визуальных наблюдений. Все остальные спутники были обнаружены при помощи астрофотографии. Так вот, Бернард решил не заморачиваться, и назвал спутник просто J5 или Jupiter 5 (Джуп 5). Собственно, и галилеевские спутники очень долго называли по номерам, а названия, предложенные ещё в XVII веке, практически не употреблялись. Скорее всего, именно поэтому Амальтею Стругацкие и называют пятым спутником Юпитера: Борис Натанович просто поставил привычное и очевидное – очевидное для него! – названия спутника, не подумав, что простой читатель может неправильно воспринять информацию.
Что же, перейдём ко второй главе – «Планетологи ищут Варечку, а радиооптик узнает, что такое бегемот».
Уже по названию понятно: на планетолёте есть ещё один человек, радиооптик Шарль Моллар. И тут нельзя не восхититься красочному разговору про «Что есть Варечка». Собственно, половина главы – это поиски Варечки в сопровождении великолепного, фееричного диалога, в основе которого – плохое знание Молларом русского языка. Но тут есть и весьма содержательный момент: общество Земли все ещё разделено на государства и языковой барьер присутствует. Но, кроме этого, становится понятно, что общество семимильными шагами движется к единству, как минимум – к нормальному взаимодействию и сотрудничеству в космосе. И не видно здесь никаких последствий ядерной войны, как предположил один из комментаторов…
А вот потом снова начинаются заклёпки.
«Жилин не успел ответить, потому что планетолёт сильно качнуло, и он вывалился в дверь, едва успев ухватиться за косяк. Юрковский споткнулся о вытянутые ноги Моллара, развалившегося на диване, и упал на Дауге, Дауге охнул.
– Ого, – сказал Юрковский. – Это метеорит…»
Двери! Опять двери, да ещё и с косяками! Ну ладно, хоть дверью по лбу ещё никто не получил, и то хорошо... Удивление вызывает другое – метеорит. К словам придираться не станем, метеорит так метеорит. Но… Тахмасиб это огромный планетолёт, его длина более 200 метров. Это огромная куча железа, да ещё с грузом. И тут у нас возникает сразу два вопроса:
Первый. Если метеорит столь большой, что вызвал подобное сотрясение планетолёта (про массу, энергию столкновения и т.д. - молчим), то как его пропустила система метеоритного обнаружения и противометеоритной защиты?
Второй. Если система обнаружения его обнаружила, то почему капитан не предупредил экипаж и пассажиров?
Уже в следующей главе мы узнаем, что на корабле есть система предупреждения и обнаружения метеоритной опасности. Может быть, этот неожиданный манёвр был не попаданием метеорита, а резким манёвром «Тахмасиба» для уклонения от него?.. Непонятно.
Следующая глава: «Бортинженер восхищается героями, а штурман обнаруживает Варечку».
Сразу упускаем описание оборудования планетологов и бардака в отсеке, и задаём вопросы:
«По идее обоймы должны были подаваться в бомбосбрасыватель автоматически. Но фотонный грузовик «Тахмасиб» был неважно приспособлен для развёрнутых научных исследований, и для автоподатчика не хватило места. Бомбосбрасыватель обслуживал Жилин».
Тут два взаимоисключающих момента. «Тахмасиб» не приспособлен для исследований, с одной стороны, а с другой – в обсерваторном отсеке стоит устройство для бомбометания, которое заряжается вручную прямо там. То есть из отсека через систему шлюзов, снаряд (управляемая бомба или ракета, судя по всему) попадает наружу и стартует к планете. Логичнее было бы предположить, что аппарат установлен на броне и там же находится Жилин, но нет. Чуть позже мы понимаем, что он внутри корабля. И ещё один вопрос: 200 метров длины минимум, в каюте планетологов полноценный диван. Неужели не нашлось места для простенького механизма заряжания?
«Жилин откатил крышку казённика, взялся за края первой обоймы, с натугой поднял её и вставил в прямоугольную щель зарядной камеры…»
Так, вот тут возникает вопрос, а как летит корабль? То есть он в свободном полёте или его двигатели работают, создавая тягу? Если в свободном полёте, то почему кассета имеет вес? Если на тяге – то зачем? Чуть позже мы вообще поймём, что он идёт на главном отражателе, но в чем смысл такого манёвра – не понятно. Но вот тут как раз и можно применить «правило 1960 г.» Не знали, только предполагать могли…
«– Михаил, микрометеоритов много?
– Много, Володенька, – ответил Михаил Антонович. Голос у него был озабоченный. – Уже на тридцать процентов выше средней плотности, и все растёт и растёт…»
Тут не совсем понятно, выше средней плотности чего? Ожидаемой средней плотности? То есть они полезли в поток сознательно? Давайте будем честны: в метеоритный поток нельзя влететь случайно. Его видно. Более того, поток с опасными метеороидами – это не, то что в «Звёздных войнах»...
Мы думаем, что речь идёт о кольцах Юпитера. И это, кстати, интересный момент. Дело в том, что тогда считалось, что кольца имеет только Сатурн. Кстати, как раз в 1960 г. советский астроном С.К Всехсвятский высказал предположение о существовании кольца вокруг Юпитера, и только в 1979 г. «Вояджер-1» подтвердил его существование. Очень интересно, знали ли АБС об этом предположении?
Серге́й Константи́нович Всехсвя́тский (7 (20) июня 1905, Москва — 6 октября 1984, Москва) — советский астроном. В 1925 году окончил Московский университет. В 1924—1935 годах работал в Астрофизическом институте, в 1935—1939 годах — сотрудник, заместитель директора Пулковской обсерватории, в 1939—1981 — профессор, заведующий кафедрой астрономии Киевского университета.
Так, что… Можно смело предположить, что «Тахмасиб» вошёл в кольцо Юпитера и стал огребать по полной программе. Да и летят они через полюс, так что 6,5 тысяч километров удовольствия космолётчикам обеспечено – во время преодоления кольца по толщине. Да, сейчас мы знаем, что кольца начинаются ниже отметки 290 тысяч км от поверхности, но давайте не забывать: когда об этом писали АБС, о кольцах вообще никто не знал. Вот за такие вот сюрпризы мы и любим творчество этих авторов – в числе всего остального, конечно.
«– Миша, голубчик, – попросил Юрковский. – Замеряй почаще, а?
– Замеры идут три раза в минуту, – отозвался штурман. Он сказал
что-то в сторону от микрофона. В ответ послышался голос Быкова: "Можно".
Володенька, - позвал штурман. – Я переключаю на десять раз в минуту…»
Наконец-то штурман стал спрашивать разрешение у командира, но да тут важно другое. Мы опять видим «мелкую» деталь, которая ещё раз доказывает: «Пусть на Амальтею» – как раз научная фантастика, даже производственный роман, как несколько человек очень точно подметили в комментариях к предыдущей статье. Изначально герои делали замеры каждые 20 секунд (3 раза в минуту) потом переключились на 10 раз, то есть каждые 6 секунд. Юрковский проверяют идею о кольце Юпитера, которую он потом озвучит? Тогда понятно, почему он хочет, чтобы замеры проводились чаще. Смотрите сами: орбитальная скорость Амальтеи примерно 27 км/с. Рискнём предположить, что и круговая скорость «Тахмасиба» на тот момент сравнима, он же собирается садиться. В идеальном раскладе из кольца они выйдут через 3,5 - 4 минуты. Да. Юрковский этого не знает, но вдруг – предполагает вместе с авторами?
«Жилин тоже подумал, что это нетривиально. Нигде, ни в каких учебниках и лоциях не говорилось о повышении метеоритной плотности в непосредственной близости к Юпитеру. Впрочем, мало кто бывал в непосредственной близости к Юпитеру...»
Да бывали, бывали и есть. Высота Амальтеи 181 - 183 тысячи км. «Тахмасиб» проходит на высоте 290000 км. То есть на 100 тысяч км выше научной базы, но закроем на это глаза. Недоумение тут вызывает другой момент. Научные базы Амальтеи и Каллисто. Чем они занимаются? Соревнуются в том, кто дольше проживёт в сферическом бассейне или галеты пересчитывают? По идее, они давно должны были обнаружить кольца Юпитера…
«Жилин присел на станину казённика и поглядел на часы. До перигелия оставалось минут двадцать, не больше. Через двадцать минут Дауге даст первую очередь. Он говорит, что это необычайное зрелище, когда взрывается очередь бомбозондов. В позапрошлом году он исследовал такими бомбозондами атмосферу Урана».
И ещё немножко о науке… Что происходит в этом эпизоде? Что, собственно, за история с бомбозондами? А происходит вот что: герои сбрасывают бомбу/ракету на Юпитер и взрывают её, проводя спектрофотографию. Таким образом Дауге и Юрковский получат точные данные об атмосфере Юпитера в том слое, где произошёл взрыв.
Но, как всегда, возникают вопросы. До низшей точки проложенного штурманом курса остаётся 20 минут. Единственное, где говорилось о расстоянии до поверхности, это во фразе:
«– Через час выходим на финиш, – ответил Михаил Антонович. –Пойдём над северным полюсом Юпитера, – слово "Юпитер" он произнёс с видным удовольствием, – на расстоянии двух диаметров, двести девяносто мегаметров. А потом – последний виток. Можно считать, мы уже прибыли, Алешенька…»
Войдя в кольцо на предполагаемой скорости, они никак не будут над полюсом через 20 минут, они пройдут всего треть пути до полюса. То есть их скорость должна быть выше в три раза. Но тогда они вообще не пройдут над полюсом, они улетят дальше и точно никак не спустятся ниже, на орбиту Амальтеи...
На этом пока всё. Если сейчас мы начнём разбирать воспоминания Жилина, то это будет ещё несколько страниц.
Итак, выводы:
«Путь на Амальтею» – это безусловно научная фантастика. Все ляпы и упущения компенсируются кольцами Юпитера, способом определения состава атмосферы и даже тем, что бомбометание начинается на одной трети расстояния до перигелия. То есть пробы будут производиться практически по всей долготе до полюса.
В общем, желающие могут спорить, научную ли фантастику писали братья Стругацкие. Для нас ответ однозначен: начало их творчества – самая что ни на есть научная фантастика. А вот что дальше… Дальше видно даже по динамике самой «трилогии Жилина». Но обо всём по порядку.
Отсюда: dzen.ru/a/Yfa3sQWpjSUB4SRO