Вот здесь -
- ЖЖ-юзер lartis - вспомнил статью Стругацких о книге Гансовского. И не только вспомнил, но и воспроизвел ее часть. А я порылась - и нашла остальное. Не пропадать же найденному?
Так что вот эта статья.
Стругацкий А., Стругацкий Б. НАУКА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ: [Рецензия на книгу С.Гансовского "Шесть гениев"] // Литературная Россия. - 1966. - 19 авг. - С. 19.
Не совсем обычная эта фантастика. Не традиционная. Нет здесь полыхающих нестерпимым пламенем дюз, нет бесчисленных мигающих лампочек на пультах, нет хитроумных кибернетических устройств. Словом, если вы ждете подробных и недостоверных сведений о странных формах жизни, населяющей неведомые планеты в иных звездных системах, или рассказ о потрясающих воображение происшествиях со смельчаками учеными в подземных лабораториях, или еще что-нибудь в этом роде, - смело закройте эту книгу. Впрочем, погодите, не закрывайте.
Все-таки книга эта - сборник научно-фантастических произведений, написанных сильным, глубоко чувствующим человеком. И предметов его книги является не наука в ее грядущих ипостасях, не научная мечта и уж, конечно, не популярные рассуждения о современных достижениях науки. Разумеется, такие темы тоже нужны, книги на такие темы тоже необходимы, и их много, хороших и плохих, и их читают с интересом, ведь читатель в нашей стране любознателен и требует пищи для воображения, именно сейчас, немедленно, когда очевидны исполинские успехи науки, когда наука у всех на глазах начала поистине триумфальное шествие в туманное будущее, когда всякому ясно, какую огромную роль отныне будет играть наука в истории человечества.
Всем ясно, какую огромную роль будет играть наука. И все-таки, _какую_?
читать дальше
Очевидно, все дело в том, в чьи руки попадают плоды научных исследований. Это известно каждому школьнику. Но проблема не ограничена наукой и обществом, в чьих руках наука находится. Есть еще ученые - творцы науки. В морально-этическом плане наука неотделима не только от общества, но и от этих людей. А их с каждым годом становится все больше. Мировую научно-техническую интеллигенцию уже не представишь в виде кучки аполитичных старичков в профессорских ермолках, это многомиллионная армия со своими - к сожалению, очень разными - политическими и нравственными идеалами, участвующая активно во всех производственных процессах, берущая начало не в семьях разночинцев и аристократов, как в прошлые века, а чаще всего прямо у станков и у сельскохозяйственных машин. Осознание этой армией своего места в мире, своей ответственности за судьбы мира, своей позиции в отношении остального человечества - это в значительной степени вопрос будущего нашей планеты.
Вот чему посвящены главным образом произведения Гансовского, собранные в этой книге. Жанровое определение "научная фантастика" приобретает для него совершенно новый смысл. Не предвосхищение достижений науки будущего; не памфлет о зверских применениях парадоксальных открытий науки по ту сторону баррикады; не "крылатое мечтание" о том, как будет хорошо, когда всю работу за нас станут делать вежливые роботы; и уж, конечно, не популяризация школьных знаний занимает мысли и воображение автора. Гансовский глубоко и мучительно раздумывает о людях, "делающих" науку, об их моральном облике, об их ответственности перед теми, кто в поте лица своего питает всех людей на Земле хлебом от земли и одевает в ткань от ткацкого станка. Для Гансовского научная фантастика есть литература о нравственности и ответственности человека науки. Он решает психологическую задачу: что чувствуют, как относятся к своей работе, что думают о мире те, в чьих руках материализация высших достижений человеческого знания. Лицо сборника определяют два произведения: повесть "Шесть гениев" и рассказ "День гнева". Это самые значительные в литературном и идейном смысле вещи в этой книге. Это в них наиболее отчетливо, наиболее громко и грозно звучит призыв автора к миру и к науке: "Человечность! Помните о человечности!" Это в них проблематика современной науки приводится в открытое и наиболее острое столкновение с проблематикой современного гуманизма. Это в них с необычайной яростью и художественной достоверностью доказывается, что в век гигантских социальных потрясений и научно-промышленных переворотов гуманизм должен быть боевым, наступательным, высшим - коммунистическим гуманизмом. Революционным гуманистом должен быть каждый ученый, иначе инерция истории загонит его в ряды безответственных мерзавцев, толкающих мир к гибели. Воинствующим гуманистом должен стать каждый простой человек, если он хочет спасти себя, свою семью, человечество от бесчеловечности "вненравственных" фидлеров и выкармливающих их вурдалаков.
Георг Кленк, герой "Шести гениев", - очень сложная фигура. Прежде всего, как уже говорилось, он гений. Человек с необычайно тонкой способностью чувствовать. По складу ума и по воспитанию он опоздал родиться. В девятнадцатом веке он спокойно жил бы в университетском городе, читал бы лекции и время от времени выдавал бы в изумленный и почтительно внимающих мир гениальные открытия в области самых абстрактных математических наук. По вечерам прогуливался бы по тихим улочкам, благосклонно отвечая на поклоны горожан, неторопливо беседовал бы с немногими друзьями об искусстве и писал письма в другие страны таким же гениям, как он сам. Но двадцатый век решил иначе. Тишина добропорядочного детства Георга Кленка нарушилась топотом штурмовиков, преследующих антифашиста. Вместо лекций в университете и неторопливых бесед с коллегами - бешеная прогулка на танках по Польше и Франции, а затем ужас русской артиллерии, трупы, трупы, трупы, пожары, развалины и снова трупы. Правда, Георгу Кленку повезло: он не озверел и не надломился, как миллионы других. Психология его была защищена двойным панцирем невероятной чуткости к прекрасному и способности к абстрактному самоуглублению в самые страшные и стыдные минуты истории.
Под этот панцирь спрятал он, как черепаха, свою голову и с отвлеченным сожалением видел оттуда гибель народов, падение государств, распад доброты человеческой. Но потом наступило время расплаты. Панцирь, как оказалось, не был непроницаем. Война оставила в нем изрядные вмятины и зияющие трещины. Иначе и быть не могло, иначе Георг Кленк не был бы человеком. А в трещины хлынула жестокая сырая ночь со вспышками ракетных двигателей на полигонах возрождающейся военщины. Пришла пора делать выбор. И гений, смертельно усталый, загнанный в угол, заметался. Ответственность - вот что навалилось на беззащитную простую душу несостоявшегося Эйнштейна. Можно стать почитаемым, разъезжать в "опель-адмиралах", сладко есть и пьяно пить, но для этого надо отдать свою гениальность в руки мерзавцев. Можно сдохнуть, бесполезно угаснуть в гнусной комнатушке, теша себя злорадной мыслью, что твое открытие не достанется людям. Одно другого стоит. Таков уж он, век ХХ, век жестоких и однозначных решений. Гансовский тактично и достоверно подводит героя к третьему решению. Георг Кленк не предает инвалида-батрака, он не предает девушку, стрелявшую в нацистского бонзу. Он не предает человечество. Если знание - это пулемет, то дуло этого пулемета должно быть направлено в сторону Гилле, Крейцера и других подонков, занесших нож над человечеством.
Совсем не похож на Георга Кленка герой "Дня гнева". Он не из тех, кто ждет подсказки. Жизнь многому научила его. Он плоть от плоти, кровь от крови тех, кто кормит человечество. И когда на его мир обрушивается беда, он не колеблется ни минуты. Он берет винтовку и идет вершить правый суд. Убивать во имя человечности.
Но центр тяжести "Дня гнева" лежит в другом. Гансовский в этом рассказе задается вопросом: что делает человека человеком? Чудовища, вырвавшиеся из лаборатории Фидлера, разумны. Но они остаются чудовищами. Нет, не один только разум отличает человека от зверя. Разум, по Гансовскому, это не больше, чем некое конструктивное начало, оружие хомо сапиенса в борьбе за существование, как когти тигра, как непомерная жадность акулы, как окраска хамелеона. Если целью вида хомо сапиенс есть борьба за существование, тогда разум действительно должен рассматриваться как единственное, что отличает человека от акул и хамелеонов. Но ведь человек есть единственное _моральное_ животное на планете! В наше время, утверждает Гансовский, решать математические задачи и разбираться в теории относительности - мало, чтобы быть человеком. Нужны производные от разума. Еще одна ступень. Высокие моральные и нравственные идеалы. Человека отличает умение любить, испытывать душевную боль за попранную справедливость, радоваться при торжестве справедливости, ощущать красоту, быть добрым, питать ненависть и гнев к угнетателям. Отарки, научившись математике и физике, не стали людьми. Они остались зверями. Они просто приобрели еще одно оружие в борьбе за существование, но людьми не стали. Человека отличает любовь к людям...
"День гнева" меня до сих пор жутко пугает при прочтении, впрочем, затягивает в то же время, как и другие гансовские фантастики...
Вот уж насколько фильм вышел проходной, а даже от него мурашки бегут изредка...