Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Ну что, премьера состоялась, и я начинаю - в лучших сорочьих традициях - таскать отзывы.

Сегодняшний текст, правда, был опубликован еще до премьеры, это перевод того самого знаменитого эссе Эко.

Умберто ЭКО: «…Именно о нас, о том, что с нами может случиться»


Умберто ЭКО стал одним из первых зрителей завершенного фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» — и написал о нем для «Новой газеты». Публикуем эссе живого классика европейской литературы в канун мировой премьеры фильма на Римском кинофестивале.




Трудно быть богом, но трудно и быть зрителем — в случае этого лютого фильма Германа.

Я всегда полагал и писал, что любой текст (литературный, театральный, киношный и любой вообще) адресован некоему «образцовому читателю». Читатель первого уровня хочет только узнать, что происходит и чем кончится история. Читатель второго уровня, пройдя первый, перечитывает текст и разбирается, как текст устроен и какие повествовательные и стилистические средства заворожили его в первом чтении.

читать дальше


Как-то у меня сомнения, что авторов радует переход именно на _такой_ второй уровень... Я понимаю - там, задуматься, что хотел сказать автор той или иной сценой. Но именно разбор приемов?..

@темы: фильм, Вторичное творчество, «История Арканарской резни», «Трудно быть богом», Экранизации, Герман, Ссылки

Комментарии
15.11.2013 в 03:05

Да разве Германа можно воспринимать иначе? Его смотреть - это как математическую теорему разбирать...
16.11.2013 в 01:33

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Аттик Флавий, ну, говорят, хирурги не могут смотреть балет - они видят работу сухожилий и проч., а не красоту танца. Но я как-то не слышала, чтобы это считалось _правильным_ способом восприятия балета.
16.11.2013 в 02:33

silent-gluk, во-первых, да разве вообще бывают "правильные" и "неправильные" способы восприятия искусства?

Во-вторых, бывают произведения искусства, которые просто не рассчитаны на "наивное" (не включающее аналитического уровня) чтение. Попробуйте "наивно" почитать Джойса, например. Мне вот кажется, что "наивное" чтение Джойса - куда больший изврат, чем анализ работы суставов у балерины!

Стругацкие в этом смысле на Джойса непохожи. Но зато уж Герман - куда как похож. Это искусство в высшем смысле: очень искусственное :)
17.11.2013 в 01:13

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Аттик Флавий, ну, до какой-то степени бывают. Иначе не был бы понятен анекдот про "попал Дантес, а памятник Пушкину".

И потому лучшим... "воспринимателем" произведений такого рода является сам автор, который точно знает, какие аллюзии и куда он клал. Но проблема в том, что я-то - не автор...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail