понедельник, 27 января 2014
Стругацкий А., Стругацкий Б. Влюбленные в фантастику: [Беседа с корреспондентом АПН В.Петряевской] // Моск. комсомолец. - 1965. - 13 авг.
Двое молодых, веселых, очень милых людей сидят на диване и, улыбаясь, ждут моих вопросов. Аркадий и Борис Стругацкие, известные писатели-фантасты. Их книги любят и с нетерпением ждут, ими восхищаются, о них спорят. С авторами соглашаются или возражают, но ни одну их повесть читатели не оставили без внимания. А сейчас мы сидим в уютной комнате, их рабочем кабинете: большой письменный стол, кресло и, конечно, книги. Книг много, я даже не успела как следует рассмотреть все... Домашняя, очень располагающая обстановка, и сами они такие простые и свойские, что с ними хочется разговаривать сразу, как с друзьями.
читать дальше
Мой первый вопрос журналисты, вероятно, задают всем соавторам со времен Гонкуров: как вы пишете вдвоем?
- Все, кто осмеливается писать вдвоем, втроем и более, прежде всего решают, о чем писать, - отвечает Аркадий. - Затем какое-то время, с позволения читателей, думают, а потом один садится за машинку, другой - в то старое удобное кресло, где сейчас сидите вы. И мысли, которые возникли в подготовительный период, излагаются на бумаге, - улыбаясь заканчивает он.
- То, что Аркадий живет в Москве, а я убежденный ленинградец, серьезных осложнений пока не вызывает, - добавляет Борис.
Борис - астроном, Аркадий - переводчик японской классики. Второй вопрос возникает сам по себе: как они начали писать и почему предпочтение отдали именно фантастике?
- Учителями и "виновниками" стали Уэллс, Алексей Толстой и Беляев, - говорит младший из братьев Борис. - Сначала я был последователем, затем единомышленником и, наконец, соавтором Аркадия. Написали первую повесть - "Страну багровых туч". Ее напечатали, она даже получила премию. Такое одобрение было неожиданным и приятным, и мы написали вторую повесть - "Путь на Амальтею", затем - "Возвращение", "Стажеры", "Попытка к бегству", "Далекую Радугу"... Последняя из опубликованных - "Трудно быть богом". Исполнение получилось, пожалуй, выше замысла. Задумывалась книга как веселый мушкетерский роман, история отважного рыцаря, который спасает от тирана цивилизацию иной планеты. Но в процессе работы, а писали мы примерно год да переписывали раза три, получилось серьезнее и, нам кажется, интереснее.
Нечеловечески трудно быть человеком в том мире, где живет Румата Эсторский, где серость и невежество возведены в культ, а на страже варварства и жестокости стоит вся государственная машина арканарского королевства. Нас интересовало не покорение непохожих миров, а столкновение социальных и моральных критериев в цивилизациях, подобных земной.
Слушая Стругацких, я вспоминаю, какое впечатление на меня и моих друзей произвела эта книга, этот яркий протест против серости, мещанства, стадности, против сил и явлений, порождающих фашизм.
В течение разговора мы не раз еще возвращались к этой повести. Из всего написанного писателям особенно дорога эта книга.
- Мы ждем от вас еще одного традиционного вопроса, - шутит Аркадий. - И поскольку вы его упорно не задаете, ответим заранее. Наши планы весьма скромны. В пятилетнюю программу-минимум входят пока только две повести, пьеса, сборник рассказов-пародий. Но можем вдруг написать роман, и это не исключено.
- И, безусловно, фантастический, - берет слово Борис. - Фантастика такая область литературы, которая не связана никакими канонами, возможности ее безграничны. Мы не придерживаемся мнения тех, кто предпочитает видеть в фантастике только торжество сверхнеобыкновенной техники. Случается, что техническая терминология и непонятность убивают всякую возможность представить события и разобраться в них. Челвеческие чувства задавлены мощью киберов, а сам маленький человек с его одиночеством в этом техническом совершенстве становится жалким и никчемным. Почему-то фантастику принято относить к разряду литературы для детей и юношества. Не станем говорить, что так считают все, но тем, кто хочет видеть в фантастике только занимательный сюжет, мы должны возразить: рассчитываем на читателя взрослого, думающего и серьезного.
Кто-то из древних говорил, что человек это мир. И вот перенести этот мир знаний, убеждений, восприятий в любую среду, ввергнуть в водоворот конфликтов, проследить его реакцию - это ли не задача для фантаста?
Так разговор, спокойно начавшийся, превратился в горячую защиту человеческих возможностей, независимо от эпохи.
- Если хотите, - продолжает Аркадий, - нам самим было интересно, как, скажем, тот же Румата-Антон, синтез человеческих добродетелей, будет вести себя среди варваров Арканара. Он убежденный гуманист. Его принципы требуют безотлагательного вмешательства в события. А он имеет право только смотреть, только наблюдать и не в состоянии применить тысячной доли своих знаний, чтобы не нарушить естественный ход истории.
Борис подходит к полкам, на которых собраны десятки томов научной фантастики. Безошибочно достает одну из книг. И, открыв ее, читает:
- "...Чаша погрузилась в Солнце. Она зачерпнула частицу божественной плоти, каплю крови Вселенной, пламенной мысли, ослепительной мудрости, которая разметала и проложила Млечный Путь..." Это Брэдбери, "Золотые яблоки Солнца". Да возьмите любой его рассказ - это не только фантастика, это поэзия. Брэдбери писатель честный, умный, видящий последствия. Мы считаем, что Ефремова, Брэдбери, Лема можно любить или отвергать, но не уважать их нельзя.
Сочетание необыкновенного, невиданного с физически ощущаемой обыденностью, поражающее своей неожиданностью и в то же время злободневностью проблемы, - вот что имеют предложить на сегодняшний день писатели, воображение которых не ограничивается классической проблематикой.
Стругацкие выбрали для своего творчества форму научной фантастики, увлекательную и перспективную. Писатель силой своего воображения заставляет ожить мечту ученого, а чем глубже проникает наука в тайны мироздания, тем шире горизонты писателя. Поэтому нельзя относиться к фантастике, как к литературе второстепенной. Проблемы ее в наше время не менее значительны, чем у большой классической литературы.
/[Беседу вела] В.Петряевская (АПН)
//Моск. комсомолец. - 1965. - 13 авг. - С. 3.
//Ригас Баллс (Рига). - 1965. - 21 авг. - С. 5.
//Советская молодежь (Рига). - 1965. - 21 авг. - С. 4.
//Смена (Л.). - 1965. - 2 сент. - С. 4. - [Сокр.].
//Вечерний Ленинград. - 1965. - 6 сент. - С. 2. - [Сокр.].
//Копейский рабочий (Копейск, Челяб. обл.). - 1965. - 19 сент. - С. 4.
@темы:
Публицистика,
Возвращение,
«Далёкая Радуга»,
Попытка к бегству,
«Страна багровых туч»,
«Трудно быть богом»,
«Полдень, XXII век»,
«Путь на Амальтею»,
«Стажёры»