Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Стругацкий А., Стругацкий Б. Почему нет кинофантастики // Советский экран (М.). - 1967. - № 3. - С. 8.

Если литературная фантастика в нашей стране существует сейчас уже как заметное явление советской культуры, то с "фантастическим" кинематографом дело обстоит значительно хуже. Практически фантастики в кино почти нет. Все, что вышло на экраны за последнее десятилетие, можно пересчитать по пальцам, может быть, хватит даже одной руки. "Тайна двух океанов", "Планета бурь", "Человек-амфибия", "Гиперболоид инженера Гарина"... Мало. Прискорбно мало. Однако беда не только в том, что мало. Беда в том, что плохо. Советская фантастическая литература за свою историю добилась многого. Алексей Толстой написал "Аэлиту", роман, сравнимый по своей силе с лучшими образцами советской прозы. Александр Беляев создавал произведения на мировом уровне фантастики своего времени. "Туманность Андромеды" Ивана Ефремова потрясла читателей многих стран мира и открыла новую главу в развитии советской художественной фантастики.
читать дальше


@темы: Публицистика

Комментарии
07.10.2015 в 18:03

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними
Глюк, я не знаю, что такое мещанство...
08.10.2015 в 00:59

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Росица, в каком плане? В словарном или в том, как его понимали в 1960-е?..
08.10.2015 в 08:31

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними
В обоих.
09.10.2015 в 02:39

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Росица, "В царской России: сословие мещан, мещанское звание.
2.
перен.
Психология и идеология мещанина (во 2 знач.)." Ну или "социально-психологический тип личности и система ценностей, генетически связанные с образом жизни и сознанием мелкого буржуа."
09.10.2015 в 08:00

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними
Вот второе значение – очень расплывчато.
Начиная с того, что непонятно: что есть мелкий буржуа? Где проходят границы, отделяющие его от среднего? Если мелкий буржуа получает от своей собственности доход, позволяющий только-только не умереть с голоду – у него будет такая же психология, да? И как соотносятся чётко юридически определённое сословие и нечётко определённый общественный класс (точнее, часть класса)?
09.10.2015 в 23:06

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Росица, ну ты ж читала "Стажеров", "Хищные вещи века" и "Трудно быть богом"?.. Вот, этого достаточно, чтобы понять, что имели в виду под мещанством Стругацкие.

Такая же психология - как у кого?.. Сословие и класс - которые?
10.10.2015 в 13:12

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними
В ХВВ слова «мещане» нет вообще.

В ТББ оно есть дважды.
1) «И когда я говорю ему о фашизме, о серых штурмовиках, об активизации мещанства, он воспринимает это как эмоциональные выражения». Вот и пойми, что Румата подразумевает под мещанством.
«горластых, пышных мещанок, которые очень ценились во всех сословиях» – тоже непонятно. Но вряд ли то же самое, что в первый раз. И вообще я не верю, что женщины или мужчины одинакового психологического склада или социального слоя должны иметь одинаковые внешние данные.

В «Стажёрах» – 16 раз. Вот 1-й случай:
«И есть еще много людей на планете, которые гасят свой разум. Они называются мещанами».
Это в разговоре с Машей. Я вот не понимаю: как именно Маша гасила свой разум?
10.10.2015 в 16:39

Истории лучше камней (с)
Росица, Маша же очень ясно изложила свою позицию: жить только ради своих удовольствий и развлечений, не задумываясь ни о чем серьезном и не ставя никаких сверхцелей, кроме собственных мелочных потребностей. И не искать самореализации через труд (что у ранних Стругацких очень важно).
В другой повести еще более четко выразилась Вузи: "Чтоб было весело и ни о чем не надо было думать".
10.10.2015 в 16:56

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними
Она сказала так: «я хочу прожить свою единственную жизнь так, как мне хочется». Про мелочные потребности ничего не было, тем более что отделить мелочные от немелочных трудно.
11.10.2015 в 14:31

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Росица, тебе слово или понятие???

ХВВ практически все - о "мещанском рае". Да, Жилин не думает о них как о мещанах, но это им не мешает ими быть.

В ТББ примерно то же самое. Не о рае, конечно, но о мещанстве как понятии. Кстати, отвечая на твой вопрос - не все мещанки (в плане сословия) горластые и пышные, но те, которые таки да, высоко ценятся - возможно, на фоне утонченных тихих (горластая пышная дворянка - невоспитана, не умеет себя вести... кому она такая нужна???) дворянок и грубых крестьянок.

"Стажеры" - проблема не в том, что она хочет прожить жизнь как ей хочется, а в том, чего именно хочется. Если бы ей хотелось, к примеру, заниматься исследованиями - она бы не была мещанкой.
11.10.2015 в 14:31

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Санди Зырянова, вот-вот, спасибо!
11.10.2015 в 14:33

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Росица, понимаешь, далеко не все - особенно в художественном тексте - следует называть прямо, особенно устами персонажа. Герой, заявляющий "Я мещанин. Мои цели - такие-то" - персонаж либо чего-то в сильно классицистическом духе, либо сатиры (и то вряд ли). В таких случаях основной упор идет на _показывание_.
11.10.2015 в 14:33

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Росица, понимаешь, далеко не все - особенно в художественном тексте - следует называть прямо, особенно устами персонажа. Герой, заявляющий "Я мещанин. Мои цели - такие-то" - персонаж либо чего-то в сильно классицистическом духе, либо сатиры (и то вряд ли). В таких случаях основной упор идет на _показывание_.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail