Некоторое время назад я писала о вышедшей в альманахе "Полдень" статье С.Глузмана. ЖЖ-юзер green_dancer (
green-dancer.livejournal.com/ ) нашел ее. Вот она. Точнее, вторая ее часть.
С. Глузман. О ЧЕМ ПИСАЛИ БРАТЬЯ СТРУГАЦКИЕ. Исследование
[...]
Стругацкие и коммунизм.
Литературное творчество братьев Стругацких начиналось легко и даже, можно сказать, легкомысленно. Как-то гуляя в Ленинграде по Невскому проспекту в сопровождении жены Аркадия Стругацкого Елены, они дружно ругали советскую фантастику, блистая перед симпатичной молодой женщиной своим прекрасным чувством юмора, эрудицией и быстротой ума.
читать дальше
В пылу этого разговора, подходя к Аничкову мосту, Елена сказала братьям, что всех их эскапады – это лишь пустая болтовня и критиканство. Стругацкие были уязвлены. И здесь же на Невском, они решили доказать ей и себе, что они могут не только ругать чужую литературу, но и создавать свою. Так начался их совместный литературный проект, длиною в целую жизнь.
Едва начав писать, Стругацкие тут же оказались в светлом коммунистическом будущем, которое по их представлениям должно было наступить к 90-м годам XX в. В это время и происходили события их ранних повестей «Страна багровых туч», «Путь на Альматею», «Стажеры» и др.
При этом, фантастами, ожидающими скорое наступление коммунизма в СССР, были не только братья Стругацкие, но и сама Советская власть, от лица которой в 1961 г. Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев на XXII съезде партии заявил о том, что «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». («Двадцать второй съезд КПСС» Советская историческая энциклопедия).
В своей речи, Хрущев, очевидно сам того не подозревая, повторил евангельские слова Христа: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк. 9-1).
Стругацкие же в своей литературе существенно дополнили Хрущева, придав коммунизму поистине библейский образ, перенеся его с Земли в космос, подобно тому, как и Христос обещал своим последователям новую жизнь не на земле, но в Царствии Небесном, то есть на небе. Поэтому место действия ранних коммунистических повестей Стругацких — не земля, но космос: Венера, Юпитер, Марс, Сатурн.
При этом в космос в те времена рвались не только писатели фантасты, но практически все население СССР. О космосе слагали стихи и пели песни. А когда в 1961 в космос полетел первый советский гражданин Юрий Гагарин, то это событие вызвало в стране ликование не меньшее, чем победа в Великой Отечественной Войне.
Однако, как оказалось, манящий советского человека космос таил в себе серьезную угрозу. Первыми ее почувствовали братья Стругацкие.
Отправившись со своими литературными героями в космическое путешествие, совершив там массу трудовых подвигов, воспитав там умного, честного и бесстрашного, нового советского человека, и даже принеся на этом пути вынужденные человеческие жертвы, Стругацкие, очень быстро подошли к роковой черте, за которой зияла темная пропасть. Потому что единственное, что можно было сделать с мертвыми планетами, которые осваивали космонавты – это превратить их в цветущую Землю. Однако с этой земли и рвались герои Стругацких в таинственный космос, в надежде не только совершить там новые подвиги, но и обнаружить какое-нибудь удивительное чудо, о котором прежде не говорила ни Советская власть, ни сами писатели, еще не знавшие того, что все чудеса подвластны лишь одному творцу – неостановимо текущему времени, незримо ведущему их собственным пером, и скоро разрушим созданный в их ранней литературе светлый коммунистический мир, который в их дальнейших произведениях начал погружаться во мрак какой-то странной и неразрешимой вселенской тайны.
Стругацкие и зло.
Разочарование Стругацких в идее линейного прогресса человеческой цивилизации, началось с их повести «Трудно быть богом», написанной в 1963 г.
Речь в повести шла о попытках человечества повлиять на историю развития молодых внеземных гуманоидных цивилизаций. С этой целью с Земли в далекие уголки Вселенной и отправлялись космические экспедиции, искавшие нуждавшихся в помощи инопланетян с целью ускорения их развития и осознанного взросления.
Одна из этих экспедиций, организованная Институтом экспериментальной истории, попадает в инопланетное государство Арканар, жители которого по представлениям землян – средневековые варвары, нуждающиеся в помощи и наставлении.
Прибывшие в Арканар земляне старались ускорить эволюцию аборигенов осторожно, незаметно, бескровно и дипломатично. Они спасали от насилия и смерти лучшие умы Арканара – ученых и поэтов. Они противодействовали жестоким репрессиям местной тиранической власти. Они несли опекаемому ими государству просвещение и справедливость. Но при этом, они с тревогой и печалью видели, что развитие Арканара несмотря на все их усилия, почему-то шло совершенно в другую сторону. На страну постепенно, но неуклонно опускался мрак невежества и кровавых репрессий. А всесильные и всемогущие земляне ничего не могли с этим поделать.
И тогда, наконец, агент землян в царском дворце Арканара – доблестный Румата, доведенный до отчаяния, как в старые добрые времена, когда земляне еще сами были средневековыми варварами, не выдерживает, берется за меч и кидается в самую гущу свирепых и темных варваров, круша их до тех пор, пока его не усыпляет земной патруль, в беспамятном состоянии доставляет на космический корабль и отправляет на землю. А сама экспедиция землян, не добившаяся в Арканаре никаких результатов, оказывается бессмысленной и бесполезной. Однако лишь для жителей Арканара. Но вовсе не для землян.
Потому что земляне, то есть сами братья Стругацкие, а так же их читатели, напряженно следящие за событиями в средневековом государстве, дойдя до трагической развязки описываемой истории, сталкиваются со странной, страшной и совершенно необъяснимой проблемой, состоящей в том, что зло в человеке не только неистребимо, но субстационально. То есть оно зачем-то нужно людям, цивилизации, Вселенной. Потому что не только человеческая, но и любая иная цивилизация без этого зла не развивается. А поскольку цивилизационное развитие – это и есть жизнь, то жизнь эта для своего естественного и неостановимого течения требует обязательного присутствия кровавого зла, которое эту же жизнь уничтожает, но ею же и движет… Поэтому бороться со злом бессмысленно, бесполезно и не нужно. Однако, и не бороться с ним тоже нельзя…
На этой пронзительной ноте мучительного раздвоения прежде цельной и прозрачной гуманистической души космических героев Стругацких и завершается эта повесть, оставляя ее участников, ее авторов и ее читателей на пороге странной тайны вселенского зла, органично включенного в механизмы человеческой жизни, делающего ее нелинейной, чрезвычайно сложной и несущей в себе бездонные, не имеющие простых решений, глубины.
Отсюда:
klauzura.ru/2019/01/o-chem-pisali-bratya-struga...
@темы:
Критика,
«Страна багровых туч»,
«Трудно быть богом»,
«Путь на Амальтею»,
«Стажёры»,
Ссылки