Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Мир Зари.
Люди и заклепки. "Путь на Амальтею". Часть 1
Продолжаем разбирать и собиратьавтомат Калашникова «Путь на Амальтею» братьев Стругацких. На очереди глава, где капитан сообщает неприятную новость, а бортинженер не боится…
«Видимо, крупный метеорит угодил в отражатель, симметрия распределения силы тяги по поверхности параболоида мгновенно нарушилась, и «Тахмасиб» закрутило колесом»…
До сих пор мы так и не пришли к выводу, зачем работал главный двигатель. На торможение? Ну, да неважно. Если вы представляете параболу, то понимаете, что попасть метеорит мог только по внешней стороне отражателя. И что тогда получается? Удар был настолько силен, что разрушил геометрию всего зеркала? Судя по описанию, он нарушил не симметрию, а сместил саму ось. Потому что нарушь он симметрию (смести фокус), корабль просто потерял бы тягу. Это как расфокусировать фонарик. Возьмите старый фонарь с отражателем, попробуйте ударами исковеркать его так, чтобы он светил в бок. Не выйдет. Он будет светить вперёд. Просто свет будет рассеянный, в нашем случае это означает уменьшение тяги. Для того что бы корабль закрутило, должна сместиться ось 0-F (ноль - фокус) относительно оси корабля. Только тогда вектор тяги не совпадёт с вектором движения и произойдёт что-то очень плохое.
«В рубке один только капитан Быков не потерял сознания. Правда, он больно ударился обо что-то головой»…
Дальше идёт описание того, как всё крутится-вертится, как Быков нажимает какую то «нужную» кнопку и киберштурман включает аварийные водородные двигатели. И корабль стабилизируется.
«Быков ожидал этого и изо всех сил упирался ногами в стойку пульта, поэтому из кресла не вылетел. У него только потемнело в глазах, и рот наполнился крошкой отбитой с зубов эмали. «Тахмасиб» выровнялся»…
Что тут можно сказать? Мы можем только процитировать правило:
«водитель механического транспортного средства обязан: при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутым и не перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями.»
Да, это современное правило, да в СССР ремней безопасности ещё не было (на отечественных машинах), но они уже вовсю применялись в гоночных автомобилях. А ещё раньше – в самолётах. Пилоты наиболее близкого к «Тахмасибу» транспорта – реактивных самолётов – пристёгивались к креслу.
Выполни Быков простое требование Техники безопасности, корабль стабилизировался бы раньше. Мы даже не станем говорить о том, насколько реально удержаться за кресло в корабле, который закручен маршевым двигателем. Это не важно, важно то, что в момент опасного манёвра – прохода через метеоритный поток, – Быков не пристёгнут. Да его даже в кресле не было. И Жилин не находился в рубке. Это значит – они были не на посту, чем подвергли смертельной опасности не только себя, но и пассажиров, а ещё обитателей Амальтеи и Каллисто. Не верите, что Быков был не за пультом? Держите цитату:
«Правда, он больно ударился обо что-то головой, потом боком и некоторое время совсем не мог дышать, но ему удалось вцепиться руками и ногами в кресло, на которое его бросил первый толчок».
Ну, а мы читаем дальше о наших героях. Все рушится, что-то пшикает, что-то лопается, но Быков выводит «Тахмасиб» из метеоритного потока, в который перед этим так героически залез. Система уклонения не работает, и корабль прёт на аварийных ракетах, как танк. Его даже не трясёт особо.
Так и хочется спросить: А так можно было?
Вообще сколько летел корабль в потоке? По любому несколько минут, Жилин за это время выслушал разговор планетологов, штурман изменил режим замеров, добежал до рубки. Прошло не меньше 2-3 минут. Корабль за это время пролетит примерно 3,6 - 5,5 тысяч километров. Останется ещё одна, максимум – три тысячи км. Это от полутора минут до 30 секунд. Тут всё точно, насколько это возможно, и остаётся время на «вертушку» и на манёвры. Но...
«– Пойдём над северным полюсом Юпитера, – слово «Юпитер» он произнёс с видным удовольствием, – на расстоянии двух диаметров, двести девяносто мегаметров».
Это минимальное расстояние – два диаметра от центра, то есть три радиуса от «поверхности». Средний радиус примерно 70 000 км. То есть высота прохода Тахмасиба над «поверхностью» – примерно 210 000 км.
Напомним – 5000 км от «поверхности» экзосфера переходит в межпланетное пространство. Также заметим, что расстояние до спутников, как и диаметр Юпитера на 1960 год были известны.
«Тогда Быков поглядел на курсограф. «Тахмасиб» падал. «Тахмасиб» шёл через экзосферу Юпитера, и скорость его была намного меньше круговой, и он падал по суживающейся спирали. Он потерял скорость во время метеоритной атаки. В метеоритной атаке корабль, уклоняясь от курса, всегда теряет скорость»
То есть за те 6.5-7 минут, Тахмасиб упал на 205 000 км? То есть он падал со скоростью … ~ 488 км/с? Но больше всего в этой истории смущает то, что Амальтея находится НИЖЕ самой низкой точки орбиты Тахмасиба...
Ладно, хватит о заклёпках. Мы обещали о людях. Итак, крутой парень Быков давит тапку в пол и направляет корабль, везущий ценный груз в метеоритный поток (кольцо). Всё это для того, чтобы друзья планетологи сделали свои замеры. Ничего не скажешь – героический поступок. Быков не только крутой, он ещё и безбашенный, и ему плевать на всех. Просто только такой человек мог пойти в кольцо (а мы помним слова про плотность потока, которая оказалась ВЫШЕ предполагаемой, то есть о потоке знали), не сев в пилотское кресло. Не пристегнувшись, не потребовав всего того же от экипажа и пассажиров. Вы можете сказать – планетологи собирались бомбить Юпитер! Верно. Но:
«– Готов.
– Я тоже готов, – сказал Дауге.
– Михаил, – сказал Юрковский в микрофон. – Скоро?
– Ещё полчасика, – послышался сиплый голосок штурмана.
Планетолёт снова качнуло. Пол ушёл из-под ног.
– Опять метеорит, – сказал Юрковский. – Это уже третий».
Понимаете? Им ещё полчаса лететь! А кольцо проходить всего 6,5-7 минут. Жилин добежал из обсерваторного до рубки за 2-3 минуты. Иными словами, пристегнуться, пролететь через кольцо, отстегнуться, встать и спокойно дойти до отсека времени хватит. Хватит и на то, чтобы зарядить бомбосбрасыватель. Но нет. Быкову абсолютно плевать на жизни друзей, он даже не думает об этом.
«Тогда Быков поглядел на курсограф. «Тахмасиб» падал. «Тахмасиб» шёл через экзосферу Юпитера, и скорость его была намного меньше круговой, и он падал по суживающейся спирали. Он потерял скорость во время метеоритной атаки. В метеоритной атаке корабль, уклоняясь от курса, всегда теряет скорость. Так бывает в поясе астероидов во время обыденных рейсов Юпитер-Марс или Юпитер-Земля. Но там это не опасно. Здесь, над Джупом, потеря скорости означала верную смерть. Корабль сгорит, врезавшись в плотные слои атмосферы чудовищной планеты, – так было десять лет назад с Полем Данже. А если не сгорит, то провалится в водородную бездну, откуда нет возврата, – так случилось, вероятно, с Сергеем Петрушевским в начале этого года».
То есть тут уже погибло два корабля при сходных обстоятельствах? И, несмотря на это, Быков полностью пренебрегает техникой безопасности и гордо идёт по их стопам?! Вопреки логике, здравому смыслу, технике безопасности! Да им не восхищаться надо, его лечить надо, или изолировать. Уж точно, таким как он в космосе не место.
«Он аккуратно развернул корабль и включил на полную мощность аварийные двигатели. Пятикратная перегрузка вдавила его в кресло. Это было единственное, что он мог сейчас сделать, – сократить скорость падения корабля до минимума, чтобы не дать ему сгореть в атмосфере».
Куда развернул? Зачем? Корабль что, переориентировался носом к планете, пока был в кольце? И Быков этого не понял и пер на аварийных ракетах ускоряя падение? Чтобы поднять орбиту, надо увеличить круговую скорость сообщив ей импульс в направлении движения и выше. То есть никуда разворачивать корабль не надо, надо его чуть-чуть повернуть. И второй момент, до этого он пёр вперёд под тягой аварийных ракет. Возникает вопрос: куда? Если его потом разворачивать приходится? Не доворачивать, не поворачивать, а РАЗворачивать… Странная картинка получается: сначала вырыть яму, потом прыгнуть в неё вниз головой, а потом думать, как со свёрнутой шеей и переломанными руками, и ногами, оттуда выбираться. А ведь прыгать то никто не заставлял!
Дальше мы видим, к чему приводят пренебрежения дисциплиной, техникой безопасности и здравым смыслом. Не будем говорить про заклёпки, хотя там их прилично, одни пробоины чего стоят, да и оборудование, разбитое метеоритом. Не важно. Договорились о людях, значит о людях. И люди нам эти не нравятся. Почему?
«Варечка стояла столбиком и медленно мигала выпуклыми глазами. Она была вся синяя в белую крапинку, и шипы у неё на морде страшно щетинились. Это означало, что Варечка очень раздражена и чувствует себя нехорошо. Жилин уже видел её однажды в таком состоянии. Это было на ракетодроме Мирза-Чарле месяц назад, когда Юрковский много говорил об удивительной приспособляемости марсианских ящериц и в доказательство окунал Варечку в ванну с кипятком».
То есть Юрковский сознательно мучал Варечку на потеху публике. Ведь в таком состоянии «Варечка очень раздражена и чувствует себя нехорошо». Таких людей вообще-то называют живодёрами.
А что мы видим в новой главе?
Да все то же – авторы снова и снова пренебрегают очевидными вещами ради картинки. Где-то они очень точны, как в расчётах прохождения кольца, а где-то напрочь забивают на логику и цифры. Надо Быкову бороться, значит, он разворачивает корабль, прущий под тягой, и тормозит, вероятно, хотя наоборот, должен разгоняться. Нужны приключения? И вот вам сквозные ранения «Тахмасиба» и т.д. Мы не будем говорить о давлении и всём остальном, связанным с попаданием метеоритов в корабль. А ещё перед нами раскрываются главные герои. Живодёр Юрковский, понторез и рас… раздолбай Быков, железный и обделённый эмоциями Жилин. Вот кстати, вопрос: насколько топящий в кипятке ящерицу Юрковский лучше зрителей, которые с интересом наблюдают за этим?
Отсюда
Люди и заклепки. "Путь на Амальтею". Часть 1
Продолжаем разбирать и собирать
«Видимо, крупный метеорит угодил в отражатель, симметрия распределения силы тяги по поверхности параболоида мгновенно нарушилась, и «Тахмасиб» закрутило колесом»…
До сих пор мы так и не пришли к выводу, зачем работал главный двигатель. На торможение? Ну, да неважно. Если вы представляете параболу, то понимаете, что попасть метеорит мог только по внешней стороне отражателя. И что тогда получается? Удар был настолько силен, что разрушил геометрию всего зеркала? Судя по описанию, он нарушил не симметрию, а сместил саму ось. Потому что нарушь он симметрию (смести фокус), корабль просто потерял бы тягу. Это как расфокусировать фонарик. Возьмите старый фонарь с отражателем, попробуйте ударами исковеркать его так, чтобы он светил в бок. Не выйдет. Он будет светить вперёд. Просто свет будет рассеянный, в нашем случае это означает уменьшение тяги. Для того что бы корабль закрутило, должна сместиться ось 0-F (ноль - фокус) относительно оси корабля. Только тогда вектор тяги не совпадёт с вектором движения и произойдёт что-то очень плохое.
«В рубке один только капитан Быков не потерял сознания. Правда, он больно ударился обо что-то головой»…
Дальше идёт описание того, как всё крутится-вертится, как Быков нажимает какую то «нужную» кнопку и киберштурман включает аварийные водородные двигатели. И корабль стабилизируется.
«Быков ожидал этого и изо всех сил упирался ногами в стойку пульта, поэтому из кресла не вылетел. У него только потемнело в глазах, и рот наполнился крошкой отбитой с зубов эмали. «Тахмасиб» выровнялся»…
Что тут можно сказать? Мы можем только процитировать правило:
«водитель механического транспортного средства обязан: при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристёгнутым и не перевозить пассажиров, не пристёгнутых ремнями.»
Да, это современное правило, да в СССР ремней безопасности ещё не было (на отечественных машинах), но они уже вовсю применялись в гоночных автомобилях. А ещё раньше – в самолётах. Пилоты наиболее близкого к «Тахмасибу» транспорта – реактивных самолётов – пристёгивались к креслу.
Выполни Быков простое требование Техники безопасности, корабль стабилизировался бы раньше. Мы даже не станем говорить о том, насколько реально удержаться за кресло в корабле, который закручен маршевым двигателем. Это не важно, важно то, что в момент опасного манёвра – прохода через метеоритный поток, – Быков не пристёгнут. Да его даже в кресле не было. И Жилин не находился в рубке. Это значит – они были не на посту, чем подвергли смертельной опасности не только себя, но и пассажиров, а ещё обитателей Амальтеи и Каллисто. Не верите, что Быков был не за пультом? Держите цитату:
«Правда, он больно ударился обо что-то головой, потом боком и некоторое время совсем не мог дышать, но ему удалось вцепиться руками и ногами в кресло, на которое его бросил первый толчок».
Ну, а мы читаем дальше о наших героях. Все рушится, что-то пшикает, что-то лопается, но Быков выводит «Тахмасиб» из метеоритного потока, в который перед этим так героически залез. Система уклонения не работает, и корабль прёт на аварийных ракетах, как танк. Его даже не трясёт особо.
Так и хочется спросить: А так можно было?
Вообще сколько летел корабль в потоке? По любому несколько минут, Жилин за это время выслушал разговор планетологов, штурман изменил режим замеров, добежал до рубки. Прошло не меньше 2-3 минут. Корабль за это время пролетит примерно 3,6 - 5,5 тысяч километров. Останется ещё одна, максимум – три тысячи км. Это от полутора минут до 30 секунд. Тут всё точно, насколько это возможно, и остаётся время на «вертушку» и на манёвры. Но...
«– Пойдём над северным полюсом Юпитера, – слово «Юпитер» он произнёс с видным удовольствием, – на расстоянии двух диаметров, двести девяносто мегаметров».
Это минимальное расстояние – два диаметра от центра, то есть три радиуса от «поверхности». Средний радиус примерно 70 000 км. То есть высота прохода Тахмасиба над «поверхностью» – примерно 210 000 км.
Напомним – 5000 км от «поверхности» экзосфера переходит в межпланетное пространство. Также заметим, что расстояние до спутников, как и диаметр Юпитера на 1960 год были известны.
«Тогда Быков поглядел на курсограф. «Тахмасиб» падал. «Тахмасиб» шёл через экзосферу Юпитера, и скорость его была намного меньше круговой, и он падал по суживающейся спирали. Он потерял скорость во время метеоритной атаки. В метеоритной атаке корабль, уклоняясь от курса, всегда теряет скорость»
То есть за те 6.5-7 минут, Тахмасиб упал на 205 000 км? То есть он падал со скоростью … ~ 488 км/с? Но больше всего в этой истории смущает то, что Амальтея находится НИЖЕ самой низкой точки орбиты Тахмасиба...
Ладно, хватит о заклёпках. Мы обещали о людях. Итак, крутой парень Быков давит тапку в пол и направляет корабль, везущий ценный груз в метеоритный поток (кольцо). Всё это для того, чтобы друзья планетологи сделали свои замеры. Ничего не скажешь – героический поступок. Быков не только крутой, он ещё и безбашенный, и ему плевать на всех. Просто только такой человек мог пойти в кольцо (а мы помним слова про плотность потока, которая оказалась ВЫШЕ предполагаемой, то есть о потоке знали), не сев в пилотское кресло. Не пристегнувшись, не потребовав всего того же от экипажа и пассажиров. Вы можете сказать – планетологи собирались бомбить Юпитер! Верно. Но:
«– Готов.
– Я тоже готов, – сказал Дауге.
– Михаил, – сказал Юрковский в микрофон. – Скоро?
– Ещё полчасика, – послышался сиплый голосок штурмана.
Планетолёт снова качнуло. Пол ушёл из-под ног.
– Опять метеорит, – сказал Юрковский. – Это уже третий».
Понимаете? Им ещё полчаса лететь! А кольцо проходить всего 6,5-7 минут. Жилин добежал из обсерваторного до рубки за 2-3 минуты. Иными словами, пристегнуться, пролететь через кольцо, отстегнуться, встать и спокойно дойти до отсека времени хватит. Хватит и на то, чтобы зарядить бомбосбрасыватель. Но нет. Быкову абсолютно плевать на жизни друзей, он даже не думает об этом.
«Тогда Быков поглядел на курсограф. «Тахмасиб» падал. «Тахмасиб» шёл через экзосферу Юпитера, и скорость его была намного меньше круговой, и он падал по суживающейся спирали. Он потерял скорость во время метеоритной атаки. В метеоритной атаке корабль, уклоняясь от курса, всегда теряет скорость. Так бывает в поясе астероидов во время обыденных рейсов Юпитер-Марс или Юпитер-Земля. Но там это не опасно. Здесь, над Джупом, потеря скорости означала верную смерть. Корабль сгорит, врезавшись в плотные слои атмосферы чудовищной планеты, – так было десять лет назад с Полем Данже. А если не сгорит, то провалится в водородную бездну, откуда нет возврата, – так случилось, вероятно, с Сергеем Петрушевским в начале этого года».
То есть тут уже погибло два корабля при сходных обстоятельствах? И, несмотря на это, Быков полностью пренебрегает техникой безопасности и гордо идёт по их стопам?! Вопреки логике, здравому смыслу, технике безопасности! Да им не восхищаться надо, его лечить надо, или изолировать. Уж точно, таким как он в космосе не место.
«Он аккуратно развернул корабль и включил на полную мощность аварийные двигатели. Пятикратная перегрузка вдавила его в кресло. Это было единственное, что он мог сейчас сделать, – сократить скорость падения корабля до минимума, чтобы не дать ему сгореть в атмосфере».
Куда развернул? Зачем? Корабль что, переориентировался носом к планете, пока был в кольце? И Быков этого не понял и пер на аварийных ракетах ускоряя падение? Чтобы поднять орбиту, надо увеличить круговую скорость сообщив ей импульс в направлении движения и выше. То есть никуда разворачивать корабль не надо, надо его чуть-чуть повернуть. И второй момент, до этого он пёр вперёд под тягой аварийных ракет. Возникает вопрос: куда? Если его потом разворачивать приходится? Не доворачивать, не поворачивать, а РАЗворачивать… Странная картинка получается: сначала вырыть яму, потом прыгнуть в неё вниз головой, а потом думать, как со свёрнутой шеей и переломанными руками, и ногами, оттуда выбираться. А ведь прыгать то никто не заставлял!
Дальше мы видим, к чему приводят пренебрежения дисциплиной, техникой безопасности и здравым смыслом. Не будем говорить про заклёпки, хотя там их прилично, одни пробоины чего стоят, да и оборудование, разбитое метеоритом. Не важно. Договорились о людях, значит о людях. И люди нам эти не нравятся. Почему?
«Варечка стояла столбиком и медленно мигала выпуклыми глазами. Она была вся синяя в белую крапинку, и шипы у неё на морде страшно щетинились. Это означало, что Варечка очень раздражена и чувствует себя нехорошо. Жилин уже видел её однажды в таком состоянии. Это было на ракетодроме Мирза-Чарле месяц назад, когда Юрковский много говорил об удивительной приспособляемости марсианских ящериц и в доказательство окунал Варечку в ванну с кипятком».
То есть Юрковский сознательно мучал Варечку на потеху публике. Ведь в таком состоянии «Варечка очень раздражена и чувствует себя нехорошо». Таких людей вообще-то называют живодёрами.
А что мы видим в новой главе?
Да все то же – авторы снова и снова пренебрегают очевидными вещами ради картинки. Где-то они очень точны, как в расчётах прохождения кольца, а где-то напрочь забивают на логику и цифры. Надо Быкову бороться, значит, он разворачивает корабль, прущий под тягой, и тормозит, вероятно, хотя наоборот, должен разгоняться. Нужны приключения? И вот вам сквозные ранения «Тахмасиба» и т.д. Мы не будем говорить о давлении и всём остальном, связанным с попаданием метеоритов в корабль. А ещё перед нами раскрываются главные герои. Живодёр Юрковский, понторез и рас… раздолбай Быков, железный и обделённый эмоциями Жилин. Вот кстати, вопрос: насколько топящий в кипятке ящерицу Юрковский лучше зрителей, которые с интересом наблюдают за этим?
Отсюда
авторы снова и снова пренебрегают очевидными вещами ради картинки
Да, да чувак. Ради картинки, атмосферы, подготовки для удара по голове читателя идеей. Несомненно, хорошо, когда в матчасти все безупречно, техника безопасности соблюдена и вот все это и конечно автор, поднаторевший, скроет несоответствия, если не устранит их, увернется от цифр и чего там еще. Но, да простят меня матчастедрочеры, это не главное. Это фон, позволяющий происходить тому, что важно с т.з. психологии.
Тьфу, извините. что-то тон разборщика задел.
Особенно тут в последнее время Клим Жуков отличается.Прям как будто золотую жилу нашёл.У него целый цикл наметился подобных разборов.
...Ах ,эта охота на Большом Сырте ,когда Юрковского чуть не пришибли , мой любимый кусок.
Кроме того эти люди уже умерли ,не могут ответить.
Пускай вступают в спор с ныне живущими писателями которые халтурят .