погладь автора, я сказаВ
-- Вы -- Люцифер, -- проговорил старик с благоговейным
ужасом. -- Гордый дух! Неужели вы не смирились?
Андрей аккуратно перевернул платок холодной стороной и
подозрительно посмотрел на старичка.
-- Люцифер?.. Так. А кто вы, собственно, такой?
читать дальше -- Я -- тля, -- кратко ответствовал старик.
-- Гм... -- спорить было трудно.
-- Я -- никто, -- уточнил старик. -- Я был никто там, и
здесь я тоже никто. -- Он помолчал. -- Вы вселили в меня
надежду, -- объявил он вдруг. -- Да, да, да! Вы не
представляете себе, как странно, как странно... как радостно
было слушать вас! Действительно, раз свобода воли нам
оставлена, то почему должно быть обязательно смирение,
терпеливые муки?.. Нет, эту встречу я считаю самым значительным
эпизодом во все время моего пребывания здесь...
Андрей с неприязненной внимательностью оглядывал его.
Издевается, старый хрен... Нет, не похоже... Сторож синагоги?..
Синагога!
-- Прошу прощенья, -- вкрадчиво осведомился он. -- Вы
давно здесь сидите? Я имею в виду -- на этой скамеечке?
-- Нет, не очень. Сначала я сидел на табуретке вон в той
подворотне, там есть табуретка... А когда дом удалился, я
перешел на скамеечку.
-- Ага, -- сказал Андрей. -- Значит, вы видели дом?
-- Конечно! -- с достоинством ответил старик. -- Его
трудно не видеть. Я сидел, слушал музыку и плакал.
-- Плакал... -- повторил Андрей, мучительно пытаясь
сообразить, что к чему. -- Скажите, вы еврей?
Старик вздрогнул.
-- Господи, нет! Что за вопрос? Я католик, верный и --
увы! -- недостойный сын римско-католической церкви...
Разумеется, я ничего не имею против иудаизма, но... А почему вы
об этом спросили?
-- Так, -- сказал Андрей уклончиво. -- К синагоге, значит,
вы не имеете никакого отношения?
-- Пожалуй, нет, -- сказал старик. -- Если не считать
того, что я часто сижу в этом скверике, и иногда сюда приходит
сторож... -- Он стесненно захихикал. -- Мы с ним ведем
религиозные диспуты...
-- А Красное Здание? -- спросил Андрей, закрывая глаза от
боли в черепе.
-- Дом? Ну, когда приходит дом, мы, естественно, здесь
сидеть не можем. Тогда нам приходится подождать, пока он уйдет.
-- Значит, вы видите его не в первый раз?
-- Разумеется, нет. Редкую ночь он не приходит... Правда,
сегодня он был здесь дольше, чем обычно...
-- Погодите, -- сказал Андрей. -- А вы знаете, что это за
дом?
-- Его трудно не узнать, -- тихо сказал старик. -- Раньше,
в той жизни, я не раз видел его изображения и описания. Он
подробно описан в откровениях святого Антония. Правда, этот
текст не канонизирован, но сейчас... Нам, католикам... Словом,
я читал это. "И еще являлся мне дом, живой и движущийся, и
совершал непристойные движения, а внутри через окна я видел в
нем людей, которые ходили по комнатам его, спали и принимали
пищу..." Я не ручаюсь за точность цитирования, но это очень
близко к тексту... И, разумеется, Иероним Босх... Я бы назвал
его святым Иеронимом Босхом, я многим обязан ему, он подготовил
меня к этому... -- Он широко повел рукой вокруг себя. -- Его
замечательные картины... Господь, несомненно, допустил его
сюда. Как и Данте... Между прочим, существует рукопись, которую
приписывают Данте, в ней тоже упоминается этот дом. Как это
там... -- Старик закрыл глаза и поднял растопыренную пятерню ко
лбу. -- Э-э-э... "И спутник мой, простерши руку, сухую и
костлявую..." М-м-м... Нет... "Кровавых тел нагих сплетенье в
покоях сумрачных..." М-м-м...
-- Погодите, -- сказал Андрей, облизывая сухие губы. --
Что вы мне несете? При чем здесь святой Антоний и Данте? Вы к
чему, собственно, клоните?
Старик удивился.
-- Я ни к чему не клоню, -- сказал он. -- Вы ведь спросили
меня про дом, и я... Я, конечно, должен благодарить Бога за то,
что он в предвечной мудрости и бесконечной доброте своей еще в
прежнем существовании моем просветил меня и дал мне
подготовиться. Я очень и очень многое узнаю здесь, и у меня
сжимается сердце, когда я думаю о других, кто прибыл сюда и не
понимает, не в силах понять, где они оказались. Мучительное
непонимание сущего и, вдобавок, мучительные воспоминания о
грехах своих. Возможно, это тоже великая мудрость Творца:
вечное сознание грехов своих без осознания возмездия за них...
Вот, например, вы, молодой человек, -- за что он низвергнул вас
в эту пучину?
-- Не понимаю, о чем вы говорите, -- пробормотал Андрей.
"Религиозных фанатиков нам здесь еще только и не хватало", --
подумал он.
-- Да вы не стесняйтесь, -- сказал старик ободряюще. --
Здесь скрывать это не имеет смысла, ибо суд уже состоялся... Я,
например, грешен перед народом своим -- я был предателем,
доносчиком, я видел, как мучили и убивали людей, которых я
выдавал слугам сатаны. Меня повесили в тысяча девятьсот сорок
четвертом. -- Старик помолчал. -- А вы когда умерли?
-- Я не умирал... -- произнес Андрей, холодея.
Старик покивал с улыбкой.
-- Да, многие так думают, -- сказал он. -- Но это
неправда. История знает случаи, когда людей брали живыми на
небо, но никто никогда не слыхал, чтобы их -- в наказание! --
живыми ссылали в преисподнюю.
Андрей слушал, обалдело воззрившись на него.
ужасом. -- Гордый дух! Неужели вы не смирились?
Андрей аккуратно перевернул платок холодной стороной и
подозрительно посмотрел на старичка.
-- Люцифер?.. Так. А кто вы, собственно, такой?
читать дальше -- Я -- тля, -- кратко ответствовал старик.
-- Гм... -- спорить было трудно.
-- Я -- никто, -- уточнил старик. -- Я был никто там, и
здесь я тоже никто. -- Он помолчал. -- Вы вселили в меня
надежду, -- объявил он вдруг. -- Да, да, да! Вы не
представляете себе, как странно, как странно... как радостно
было слушать вас! Действительно, раз свобода воли нам
оставлена, то почему должно быть обязательно смирение,
терпеливые муки?.. Нет, эту встречу я считаю самым значительным
эпизодом во все время моего пребывания здесь...
Андрей с неприязненной внимательностью оглядывал его.
Издевается, старый хрен... Нет, не похоже... Сторож синагоги?..
Синагога!
-- Прошу прощенья, -- вкрадчиво осведомился он. -- Вы
давно здесь сидите? Я имею в виду -- на этой скамеечке?
-- Нет, не очень. Сначала я сидел на табуретке вон в той
подворотне, там есть табуретка... А когда дом удалился, я
перешел на скамеечку.
-- Ага, -- сказал Андрей. -- Значит, вы видели дом?
-- Конечно! -- с достоинством ответил старик. -- Его
трудно не видеть. Я сидел, слушал музыку и плакал.
-- Плакал... -- повторил Андрей, мучительно пытаясь
сообразить, что к чему. -- Скажите, вы еврей?
Старик вздрогнул.
-- Господи, нет! Что за вопрос? Я католик, верный и --
увы! -- недостойный сын римско-католической церкви...
Разумеется, я ничего не имею против иудаизма, но... А почему вы
об этом спросили?
-- Так, -- сказал Андрей уклончиво. -- К синагоге, значит,
вы не имеете никакого отношения?
-- Пожалуй, нет, -- сказал старик. -- Если не считать
того, что я часто сижу в этом скверике, и иногда сюда приходит
сторож... -- Он стесненно захихикал. -- Мы с ним ведем
религиозные диспуты...
-- А Красное Здание? -- спросил Андрей, закрывая глаза от
боли в черепе.
-- Дом? Ну, когда приходит дом, мы, естественно, здесь
сидеть не можем. Тогда нам приходится подождать, пока он уйдет.
-- Значит, вы видите его не в первый раз?
-- Разумеется, нет. Редкую ночь он не приходит... Правда,
сегодня он был здесь дольше, чем обычно...
-- Погодите, -- сказал Андрей. -- А вы знаете, что это за
дом?
-- Его трудно не узнать, -- тихо сказал старик. -- Раньше,
в той жизни, я не раз видел его изображения и описания. Он
подробно описан в откровениях святого Антония. Правда, этот
текст не канонизирован, но сейчас... Нам, католикам... Словом,
я читал это. "И еще являлся мне дом, живой и движущийся, и
совершал непристойные движения, а внутри через окна я видел в
нем людей, которые ходили по комнатам его, спали и принимали
пищу..." Я не ручаюсь за точность цитирования, но это очень
близко к тексту... И, разумеется, Иероним Босх... Я бы назвал
его святым Иеронимом Босхом, я многим обязан ему, он подготовил
меня к этому... -- Он широко повел рукой вокруг себя. -- Его
замечательные картины... Господь, несомненно, допустил его
сюда. Как и Данте... Между прочим, существует рукопись, которую
приписывают Данте, в ней тоже упоминается этот дом. Как это
там... -- Старик закрыл глаза и поднял растопыренную пятерню ко
лбу. -- Э-э-э... "И спутник мой, простерши руку, сухую и
костлявую..." М-м-м... Нет... "Кровавых тел нагих сплетенье в
покоях сумрачных..." М-м-м...
-- Погодите, -- сказал Андрей, облизывая сухие губы. --
Что вы мне несете? При чем здесь святой Антоний и Данте? Вы к
чему, собственно, клоните?
Старик удивился.
-- Я ни к чему не клоню, -- сказал он. -- Вы ведь спросили
меня про дом, и я... Я, конечно, должен благодарить Бога за то,
что он в предвечной мудрости и бесконечной доброте своей еще в
прежнем существовании моем просветил меня и дал мне
подготовиться. Я очень и очень многое узнаю здесь, и у меня
сжимается сердце, когда я думаю о других, кто прибыл сюда и не
понимает, не в силах понять, где они оказались. Мучительное
непонимание сущего и, вдобавок, мучительные воспоминания о
грехах своих. Возможно, это тоже великая мудрость Творца:
вечное сознание грехов своих без осознания возмездия за них...
Вот, например, вы, молодой человек, -- за что он низвергнул вас
в эту пучину?
-- Не понимаю, о чем вы говорите, -- пробормотал Андрей.
"Религиозных фанатиков нам здесь еще только и не хватало", --
подумал он.
-- Да вы не стесняйтесь, -- сказал старик ободряюще. --
Здесь скрывать это не имеет смысла, ибо суд уже состоялся... Я,
например, грешен перед народом своим -- я был предателем,
доносчиком, я видел, как мучили и убивали людей, которых я
выдавал слугам сатаны. Меня повесили в тысяча девятьсот сорок
четвертом. -- Старик помолчал. -- А вы когда умерли?
-- Я не умирал... -- произнес Андрей, холодея.
Старик покивал с улыбкой.
-- Да, многие так думают, -- сказал он. -- Но это
неправда. История знает случаи, когда людей брали живыми на
небо, но никто никогда не слыхал, чтобы их -- в наказание! --
живыми ссылали в преисподнюю.
Андрей слушал, обалдело воззрившись на него.
@темы: «Град обреченный», Цитаты
"Град обреченный" обречен на цитирование =)
Но "Град" - для меня, ессно, - постоянная жертва вырывания фраз. Уж больно люблю эту книгу.
ну а например? )
"История знает случаи, когда людей брали живыми на
небо, но никто никогда не слыхал, чтобы их -- в наказание! --
живыми ссылали в преисподнюю."
"Во-первых, он запретил себе относиться к Изе с
предубеждением. То, что Изя циник, всезнайка и болтун, то, что
он готов высмеять -- и высмеивает -- все на свете, что он
неопрятен, брызгает, когда разговаривает, мерзко хихикает,
живет с вдовой, как альфонс, и неизвестно, каким образом
зарабатывает себе на жизнь, -- все это в данном случае не
должно было играть никакой роли."
Я идолопоклонства не
люблю. Делам надо поклоняться, а не статуям. А может быть, даже
и делам поклоняться не надо. Потому что каждый делает, что в
его силах. Один -- революцию, другой -- свистульку.
Ничего
человек не может и не умеет. Одно он может и умеет -- жить для
себя.
Они здесь убивали друг друга в приступе неистовой ярости,
как взбесившиеся хищники, как остервеневшие тарантулы, как
обезумевшие от голода крысы. Как люди.
Хватит болтать, Кацман! Нам
выжить надо
...Почему мы должны идти вперед? -- спрашивал Изя на
Плантации, а черномазые девчонки, гладкие, титястые, сидели
рядом и смирно слушали нас. Почему мы все-таки и несмотря ни на
что должны идти вперед? -- разглагольствовал Изя, рассеянно
поглаживая ближайшую по атласному колену. А потому, что позади
у нас -- либо смерть, либо скука, которая тоже есть смерть.
Неужели тебе мало этого простого рассуждения? Ведь мы же
первые, понимаешь ты это? Ведь ни один человек еще не прошел
этого мира из конца в конец: от джунглей и болот -- до самого
нуля... А может быть, вообще вся эта затея только для того и
затеяна, чтобы нашелся такой человек?.. Чтобы прошел он от и
до?.. Зачем? -- угрюмо спрашивал Андрей. Откуда я знаю --
зачем? -- возмущался Изя. А зачем строится храм? Ясно, что храм
-- это единственная видимая цель, а зачем -- это некорректный
вопрос. У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на
то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает...
Вот и ты придумал, сказал Андрей, непременно тебе нужно пройти
от и до. Подумаешь -- цель!.. Я ее не придумывал, сказал Изя,
она у меня одна-единственная. Мне выбирать не из чего. Либо
цель, либо бесцельность -- вот как у нас с тобой дела
обстоят...
Эксперимент есть Эксперимент. Жить не дадут,
но и подохнуть -- тоже...
...Ну, извини! -- возразил Изя. -- Вот если бы ты сказал:
всякая элита, владеющая судьбами и жизнями других людей, -- это
гнусно, -- вот тут я бы с тобой согласился. А элита в себе,
элита для себя самой -- кому она мешает? Она раздражает -- до
бешенства, до неистовства! -- это другое дело, но ведь
раздражать -- это одна из ее функций... А полное равенство --
это же болото, застой. Спасибо надо сказать матушке-природе,
что такого быть не может -- полного равенства... Ты меня пойми,
Андрей, я ведь не предлагаю систему переустройства мира! Я
такой системы не знаю, да и не верю, что она существует.
Слишком много всяких систем было перепробовано, а все осталось
в общем по-прежнему... Я предлагаю всего только цель
существования... тьфу, да и не предлагаю даже, запутал ты меня.
Я открыл в себе и для себя эту цель -- цель моего
существования, понимаешь? Моего и мне подобных... Я ведь и
говорю-то об этом только с тобой и только теперь, потому что
мне жалко стало тебя -- вижу, что созрел человек, сжег все,
чему поклонялся, а чему теперь поклоняться -- не знает. А ты
ведь без поклонения не можешь, ты это с молоком матери всосал
-- необходимость поклонения чему-нибудь или кому-нибудь. Тебе
же навсегда вдолбили в голову, что ежели нет идеи, за которую
стоит умереть, то тогда и жить не стоит вовсе. А ведь такие,
как ты, добравшись до окончательного понимания, на страшные
вещи способны. Либо он пустит себе пулю в лоб, либо подлецом
сверхъестественным сделается.
-- Первый круг вами пройден.
А вообще - вторая часть книги гениальна. Перечитывать и перечитывать. Спасибо, что своим постом напомнили.