OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким
Январь 2011
Уважаемый Борис Натанович! Елена <[email protected]> Никаких специфических уз. Просто наш Юрковский – ментор по натуре. На любого другого «кадета» он регировал бы в точности так же. читать дальше Уважаемый Борис Натанович! Андрей Евсеев <[email protected]> Я тоже много раз бывал в Карелии и тоже ее люблю. Соловец наш, конечно, образ собирательный и несколько фантастический. Но если отвлечься от деталей, вроде НИИЧАВО, то «все так оно и было в начале 60-х». 2. Читали ли Вы свои произведения после выхода их из печати (не считая вычитки вёрстки)? Перечитываете ли их сейчас? Андрей Евсеев <[email protected]> В былые времена я перечитывал наши книжки регулярно, хотя и не все. Но отказался от этого обычая лет уж как 20, – времени нет да и «понта нет, начальник». Впрочем, и сейчас бывает: полезу за какой-нибудь справкой, и, как герой Высоцкого, «не могу – читаю до конца». Уважаемый Борис Натанович! Не знаю, какими словами выразить благодарность Вам за Ваши с братом произведения. Поэтому просто СПАСИБО!!! Сергей <[email protected]> Я не мастер задавать вопросы. Кроме того, когда вопрос возникает, как правило, где-то тут же, неподалеку, обнаруживается ответ на него, и даже, как правило, не один, а несколько. При этом оказывается (как правило), что вопросы интереснее ответов. Так что у Вашего господина Некто (Нечто) я спросил бы, наверное, какой-нибудь пустяк, вроде «Есть ли жизнь на Марсе?». Один из великого множества вопросов, ответ на которые мне, в общем, безразличен. Здравствуйте, Уважаемый Борис Натанович! Тимур <[email protected]> Вообще-то, по большому счету, ЛЮБОЕ вмешательство в историю «нарушает этические нормы» Мира Полудня. Но в том-то все и дело, что вмешиваться – не этично, а НЕ вмешиваться – невозможно, и в конечном счете тоже не этично. Румата, как легко видеть, оказывает Арате лишь минимальную помощь, стремясь хоть как-то держать процессы под контролем и, главное, – в тщетной попытке облегчить свою совесть, когда можешь помочь хорошему человеку, но не помогаешь ему. Особенно, если знаешь, что «хороший человек» исторически обречен. Другой вопрос: может ли житель Мира Полудня считать хорошим человека, у которого руки по локоть в крови? Наверное, нет. Но Румата ведь уже давно не от Мира Полудня, он наполовину от «мира сего» и знает, что есть вещи, более мерзкие, чем убийство: например, предательство, или лживость, или убийство из корысти. А Арата ведь по крайней мере бескорыстен. Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Станислав <[email protected]> Откровенно говоря, я не вижу тут сколько-нибудь существенной проблемы. Такого рода переименования – самое обычное явление у всех народов и во все времена. Хочешь жить внутри чужой тебе цивилизации и культуры, – будь готов сделать общение с тобой более удобным для новых сограждан. Иосиф бен Маттафий принял имя Иосифа Флавия не по своей воле, но сохранил в сердце своем верность своей культуре, сделав, одновременно, себя человеком двух культур. Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская становится в России Екатериной Алексеевной (Второй Великой). А Николай Николаевич Миклуха-Маклай на Новой Гвинее – просто Маклаем. Самое обычное дело. Уважаемый Борис Натанович! Олег Азарьев <[email protected]> Вполне. Но в те далекие 70-е АБС числились персоной нон-грата в подавляющем большинстве советских журналов (да и издательств тоже). Более или менее регулярно нас печатали только в московском журнале «Знание – сила» да в ленинградской «Авроре». Впрочем, в большинстве журналов (и издательств) вся фантастика в те поры считалась литературой нон-грата. Такие были чудесные на дворе времена. Как Вы думаете, может ли существовать разумная жизнь за пределами нашей вселенной? Может ли она быть сингулярным парадоксом? Астахов Павел <[email protected]> Не знаю, что такое сингулярный парадокс, но совершенно не вижу никаких препятствий для возникновения разумной жизни везде, где имеют место условия для возникновения жизни вообще. Конечно, «за пределами нашей Вселенной» таких условий может и не быть. За названными пределами может быть все, что угодно, – включая НИЧТО. Но при нынешнем голоде фактов по поводу «запредельного мира» гипотеза «о существовании» ничем не хуже любой другой. Но впрочем, ничем и не лучше. Только что прочитала ХВВ. Ну что сказать, поразил мир, описанный АБС, такое впечатление, что писали здесь и сейчас, даже с модой угадали: «На ней были шорты с изображением подмигивающей физиономии, тесная курточка безрукавка, открывающая пупок, и огромный прозрачный шарф, она была свежая и крепенькая, как недозрелое яблоко. До оскомины». Руденко Ольга <[email protected]> Под «работой» я подразумеваю успешный творческий труд. Создание нового. Того, чего не было до того, как ты взялся за дело. Будь то изобретение, теория, душа твоего ученика, здоровье твоего пациента, произведение искусства или (даже) монография о почтовых тарифах. Любое творение, нужное другим и доставляющее радость тебе. Подневольный труд – не считается. Механический «конвейерный» труд – не считается. Труд исключительно ради пропитания – не считается. Хотя и такой вполне почетен и заслуживает всяческого уважения, если реализуется добросовестно и умело. Любовь к творческому труду требует особого таланта, носитель такой любви – счастливчик, ему повезло с генами или «нужные книжки он в детстве читал». К сожалению, такие встречаются не часто. Для подавляющего большинства понятие «творческого труда» отсутствует вообще, – труд для них средство, а не цель. Средство для того, чтобы жить стало лучше, богаче, изобильнее, веселее, свободнее. Очень многие из них при этом могут быть и трудоголиками, но не для того, чтобы получать удовольствие от труда, а для того, чтобы наслаждаться его результатами – благосостоянием, свободой передвижения, властью, наконец. Что касается «работы над собой», то я не очень хорошо представляю себе, что это такое. В чем она, собственно, состоит. Какова ее конечная цель. И не есть ли это нечто совершенно личное, далекое от интересов общества, а следовательно, как бы лежащее за пределами обсуждаемого нами СОЦИАЛЬНОГО аспекта. Хотя, наверное, хорошо «поработавший над собою» субъект может оказаться более полезен для общества, чем тот, кто над собой не поработал. В конце концов, самовоспитание – великая наука. Недаром же сказано: хочешь улучшить мир, – начни с себя. Только вот века проходят, а никто этому золотому правилу толком не следует. Трудно. И непонятно, как. Здравствуйте, Борис Натанович! prografix <[email protected]> Изменять бы я ничего не стал. Хотя ясно: пройдет еще пара лет, и Румата растеряет свою чрезмерную брезгливость. Пампа останется для него верным другом до самой смерти, просто потому, что «друзей мы любим за все». Да и чем его лучше сам Румата? После того, как позволил псам своего неуправляемого бешенства сорваться с цепи? Что Рэба отнюдь не есть ничтожество, Румата понял при последнем с ним свидании, и принял новые обстоятельства к сведению. Правда, ненадолго. Рабу божьему Рэбе оставалось жить меньше недели. Словом, благородному дону Румате открылся торный путь прогрессора-профессионала со всеми проистекающими из этого обстоятельствами, включая регулярные сессии рекондиционирования, чтобы не застрять в средневековье навсегда. Уважаемый Борис Натанович! Александр <[email protected]> Это – оборванная нить какой-то древней задумки, не получившей должного продолжения. Детали я забыл лет 50 назад. 2. Извините, если такой вопрос уже задавался, но почему, собственно, из «Полдень, XXII век» был убран рассказ «Моби Дик»? Александр <[email protected]> Этот рассказ написан был в свое время под сильнейшим впечатлением от романа Кларка «Бездна» (или что-то в этом роде). Когда готовилась окончательная редакция «Полдня, 22 век», мы убирали все, что можно было убрать без сожаления, и «Моби Дик» попал под сокращение именно в силу его очевидной вторичности. |
@темы: Стругацкие, Что сказали Стругацкие, Интервью