Оригинал взят у ЖЖ-юзера irumata в Про науку
Понедельник начался в субботу. Многие шутили, что по непонятному стечению обстоятельств на одном полигоне сделали две игры: одна про модель науки, а другая с микро- и макро- сюжетами, антуражем и т.д. и т.п.
Мастера первой игры (Я, Элраен, Флоран и присоединившийся Нуси), выходили из комнаты, где обсчитывались результаты экспериментов (читай Ривенделл), только чтобы поспать, поесть или прогрузить кого-то по науке. Поэтому про остальную игру я говорить не буду. (отмечу, что идея показать институт не вакууме, а во времени и пространстве была важной и для нас тоже).
Про науку мы напишем, еще тут развернутый текст. Пока скажу то, что уже говорили многим на игре, но, не успели сказать тем, кто на этой игре не был. +)
С точки зрения требований к построению науки, это была как мне кажется самая сложная задача из всех игр, что мы делали. Необходимо было удовлетворить сразу нескольким требованиям: наука должна была быть разной для разных кафедр, но при этом все должно было сводиться воедино, найти свое место в науке должны были и гуманитарии и математики, необходимо, чтобы житейские законы находили свое отражение в моделях. При этом туда надо было включить еще артефакты, потребность в Алдане, связь с выговорами и т.д. и т.п. И многое из этого определенно удалось, что-то увы не зашло.
Секрет нашего спасения заключался в формуле нормального распределения, про которую всем желающим рассказал Г-Янус на вводной лекции в начале игры. Благодаря этой формуле, мы могли сделать так, что разные кафедры работали около разных пиков общей функции, не заходя в общем случае на «территорию» других кафедр, и введение «новых пиков» в большую функцию не влияло, на поведение функции в остальных пиках. При этом некоторые кафедры работали в районе одного пика одного и того-же слагаемого Белого Тезиса. Однако, если этот член зависел от двух переменных, то каждая из кафедр могла считать одну из переменных за константу на начало игры. Чтобы исследовать функцию кафедры проводили эксперименты(строили графы социальных систем, писали алгоритмы для големов, смешили детей, удивляли, поили живой водой, влюбляли, радовали, боролись и многое другое). Отдельно считались совместные эксперименты между кафедрами, когда суммарное счастье, складывалось из показателей кафедры, помноженному на основной коэффициент данной кафедры.(или на нормированный коэффициент).
Мы ни в какой момент не рассчитывали что игроки откроют оба тезиса к концу игры. Мы планировали существенные продвижения – описания различных частей Тезиса, приближения тезиса интерполяцией(особо сведущими в математики), нахождения локальных пиков, некоторых констант и т.д.. И это во многом случилось.
Мы рассчитывали, на научный процесс с гипотезами, подтверждениями и опровержениями, с уточнением и обобщением, с бессонными ночами и внезапными озарениями. На сложный, противоречивый научный процесс, заниматься которым могут только настоящие ученые,- но именно такие и собрались в НИИЧАВО.
На деле, получилось интересней, чем мы ожидали, например игроки выводили новые законы из нашей функции. (например «пик Гедонизма» – локальный пик функции счастья, когда часть параметров одновременно близко к 0).
Всплыла остро проблема человеческого фактора,- стоило кому-нибудь из нас четверых почти не спавших несколько суток некорректно переписать листок эксперимента кафедры в компьютер, как кафедра получала неверный результат. А экспериментов было за игру несколько сотен. К концу игры мы уже навострились, но, в начале, случались ошибки за которые хочется попросить прощения. Человеческий фактор также влиял на наши знания о расположении артефактов.
Огромное спасибо всем, кто делал удивительные эксперименты, рубил с плеча нашу модель, штурмовал бастионы функций, не унывал, когда казалось что результата не видно и кажется, что усилия тщетны (а это самое сложное и в науке, и в жизни, как мне кажется ).