Стругацкий А. ПЬЕСА-ПАМФЛЕТ ДЗЮНДЗИ КИНОСИТА "УСПЕНИЕ ЛЯГУШКИ" // Дружба народов. -- 1958. -- # 10. -- C. 269-270.
Недавно издательство "Искусство" выпустило в свет сатирическую пьесу "Успение лягушки", принадлежащую перу крупнейшего современного драматурга и режиссера Японии Дзюндзи Киносита.
Дзюндзи Киносита посвятил свое творчество борьбе за прогресс культуры родной страны. Он выступал против упадочнических тенденций, идущих в Японию из империалистической Америки. Литературная деятельность Дзюндзи Киносита развернулась по-настоящему только с 1945 года, то есть после капитуляции Японии, когда рухнул ее полицейско-фашистский режим, подавлявший все попытки передовых людей Японии донести до народа слово правды. Дзюндзи Киносита широко известен как талантливый драматург, режиссер, последователь Станиславского. Система Станиславского, по мнению Киносита, призвана вдохнуть в японскую театральную жизнь новые силы и заполнить разрыв между классической японской драматургией и современной драматургией.
читать дальше
Пьесы Дзюндзи Киносита весьма актуальны и пользуются в Японии большой популярностью. Наиболее известны его пьесы в двух жанрах: сатирические пьесы-памфлеты и пьесы-сказки, сюжеты для которых автор берет из старинных японских народных сказаний. Одна из пьес-сказок -- "Журавлиные перья" -- переведена на многие языки и тепло принята читателями разных народов, в том числе и Советского Союза. Форма сказок -- не случайна для драматурга. Киносита придает большое значение фольклору, видит в нем выражение мечты и энергии народа, его поэтическое мироощущение. Киносита принадлежат слова о том, что "народная культура -- это тот животворящий источник, который пробьется сквозь толщу искусственно насаждаемого упаднического искусства и поможет японской культуре подняться на высшую ступень".
Сатирические пьесы Киносита остры и актуальны по содержанию. Одна из наиболее известных среди них -- "Успение лягушки".
Действие пьесы происходит на дне пруда, в государстве зеленых лягушек, недавно потерпевших поражение в войне против древесных и красных лягушек. Нетрудно понять, что под государством зеленых лягушек автор вывел современную Японию. Зрителю ясно, что перед ним разворачивается драматический конфликт, порожденный реальной действительностью послевоенной Японии -- напряженная борьба между силами реакции и прогресса. И забыв об условной, фантастической оболочке пьесы, он следит с напряженным вниманием за перипетиями этой борьбы.
В основу сюжетной линии "Успения лягушки" положены события 1949-1951 годов (пьеса написана в 1951 году), когда японская реакционная печать развернула бешеную клеветническую кампанию против Коммунистической партии Японии и против СССР. Поводом для этой кампании послужил вопрос о репатриации японских военнопленных, находившихся тогда в Советском Союзе. Клеветники кричали об ужасных условиях, в которых, якобы, живут военнопленные, о насилиях и жестокостях, которые будто бы совершались советской администрацией в лагерях. Желтые газеты публиковали "потрясающие" разоблачения "очевидцев". Одновременно лидеры реакционной либерально-демократической партии вопили о коммунистическом "заговоре" в самой Японии. И именно в это время Дзюндзи Киносита поднял свой голос в защиту правды. "Успение лягушки" разоблачает чудовищную ложь о положении японских военнопленных в Советском Союзе, показывает, кто и какими средствами фабрикует эту ложь, и как простые честные люди становятся жертвами этой лжи.
Персонажи пьесы -- представители самых разных слоев общественности "государства зеленых лягушек" -- даны точно, с мягким юмором или злой иронией, в зависимости от отношения к ним автора. Напыщенные и велеречивые господа Гаа и Гуу -- типичные правые парламентарии, насквозь лживые, не брезгующие ничем для достижения своих темных целей; отставные военные Дзуу, Муу и Уу, члены "Ударного отряда обороны" -- фашиствующие молодчики, мечтающие о возрождении милитаризма и о реванше; Сюрэ -- бывший военнопленный, чрезвычайно характерная фигура молодого буржуазного интеллигента, отчаявшегося в поисках правильного жизненного пути, осознавшего лицемерие и антинародную сущность строя, в котором он живет, однако не способного к активной борьбе против этого строя; Гурэ -- мелкий служащий страховой компании, честный простой человек; Кэро -- умная чистая девушка, возлюбленная Сюрэ, -- вот центральные персонажи "Успения лягушки". Их судьбы и взаимоотношения и составляют содержание этой глубоко реалистической пьесы о жизни японского народа, который, как и все другие народы мира, борется за справедливость, мир и счастье.
В "Успении лягушки" четко звучит протест против разжигания военной истерии и против ремилитаризации Японии, призыв к миру во всем мире.
Говоря об обязанностях работников искусства по отношению к своему народу, Дзюндзи Киносита сказал: "Деятель современного японского театра, драматург должен стремиться к развитию лучших народных традиций. Но одновременно ему необходимо понять, что искусство должно быть связано не только с прошлым японского народа, но и с его настоящим. Драматург должен быть вместе с народом, но впереди него. Его искусство должно отражать современную жизнь, объяснять ее народу помогать улучшать ее".
Драматург, режиссер и активный общественный деятель Дзюндзи Киносита показал своей пьесой, что творчество его строится именно на этих основах.
@темы:
Публицистика,
А.Стругацкий,
Критика