Стругацкий Б. Диалог с писателем-фантастом / Запись Т.Чесняк // Ленинград. ун-т. - 1967. - 21 февр. - С.4
У каждого из нас есть свой устоявшийся круг любимый авторов, литературных героев. В детстве все мы пережили обязательный этап увлечения Свифтом, Ж. Верном, Беляевым и благополучно доросли до Толстого, Чехова, Драйзера. Для одних фантастика так и осталась лишь добрым детским воспоминанием, а другие на всю жизнь сделались ее верными рыцарями.
И нужно сказать, что сейчас у фантастики огромная, требовательная, очень активная и высококвалифицированная аудитория. Не удивительно поэтому, что желающих попасть на встречу с писателем-фантастом Б. Стругацким, которая прошла в научной библиотеке имени Горького 15 февраля, было больше чем достаточно. В бесконечном потоке записок - вопросы, отличные от тех, которые задают обычно писателям.
читать дальше
- Ваш взгляд на программу в “Чертах будущего” Кларка?
- Что вы можете сказать о его таблице распределения по времени научных достижений и открытий?
- Связана ли научно-фантастическая литература с промышленно-экономическим потенциалом?
- Да, конечно, - говорит Борис Стругацкий, - сейчас на первое место выдвигается не столько научно-техническая фантастика и иллюстрация научного прогресса, сколько фантастика социального плана, философская. Ведь и для сюжетов, которые рождаются у фантастов, трамплином всегда служит наша действительность. Когда мы спорим, выявляются самые волнующие направления общественно-политической мысли, и некоторые из них могут быть решены только в перспективе.
Сейчас в фантастике на переднем плане уже не узкотехнические, а социально-психологические, этические, философские проблемы.
Именно эти коренные вопросы, сплетенные в один узел, поднимаются в книгах Стругацких. Авторы внесли в них углубленный психологизм, внимание к человеческой индивидуальности. Их герои всегда на историческом распутье, перед выбором, в котором проверяются высшие ценности: разум, человечность. Как трудно быть человеком, как важно всегда оставаться им и никогда не выпускать на волю сидящие где-то внутри животные инстинкты!
Не случайно поэтому разговор сам собой перешел рамки научно-фантастического, все больше касаясь общечеловеческого?
- Что такое современный фашизм?
- По-моему, - отвечает Стругацкий, - это воинствующее мещанство. А мещанство есть невежество плюс нежелание узнать. Когда мещанская идеология овладевает массами и постоянно подогревается реваншистской пропагандой, развивается фашизм, первая жертва которого разум. Вот почему мы считаем научную систему воспитания, построенную на основе социологических исследований, выводов, обобщений, жизненно необходимой.
И все-таки, что такое научная фантастика? Строгого определения этого жанра не существует. Одни считают ее той же научно-популярной или научно-художественной литературой с одной лишь разницей, что речь в ней идет не о сегодняшнем, а о завтрашнем дне науки. Другие вовсе относят ее к детской литературе.
Но как бы то ни было, а все дальше в прошлое отодвигается юношеская популяризаторско-приключенческая “мушкетерская” фантастика.
Фантастика Брэдбери, Лема, Ефремова, наконец Стругацких, И. Варшавского, А. Громовой завоевывает все больше и больше поклонников. В этом - знамение нашего времени.
Кто-то верно сказал, что Стругацкие - моралисты в фантастике. Они исследуют природу добра и зла, рисуют картины будущего и помогают нам иначе, глубже взглянуть на окружающий мир, на собственную душу.
Т. ЧЕСНЯК, студентка
@темы:
Публицистика,
Б.Стругацкий
Хе-хе... Лет 10 назад БНС говорил, что фашизм=национализм+диктатура.
Вообще у меня в последнее время при прочтении слова «фашизм» появляется желание трахнуть чем-нибудь тяжёлым по башке... если, конечно, речь не про Муссолини и K°.
Мещанство и невежество не в отсутствии вузовского диплома. Они - в зашоренности, узколобости, примитивности и ригидности мышления, неумении пользоваться знаниями творчески.
Поэтому никакого противоречия. Национализм и желание "сильной руки" и расправы с непокорными как раз и порождаются мещанской узколобостью, что ж непонятного-то?
Правда, диплом можно купить или получить по знакомству, но это уже другой случай.
Может быть и невеждой. Смотря как учился. Если был нацелен получить только сумму профессиональных навыков и не более, то никакой вуз не даст ему широты взглядов, культуры, умения мыслить и сопоставлять, даст лишь эти профессиональные знания и навыки.
Во-вторых, даже если человек получил лишь их - он уже не невежда, как вы изволили совершенно верно меня поправить.
Не стоит думать, что невежество удел пауперов.
Пардон, кого?
Словарное значение:
«Невежда - тёмный, необразованный или несведущий в чём-то человек»
Человек, имеющий глубокие знания по своей профессии, никак не может быть тёмным, необразованным, несведущим.
Что касается знаний для общего развития, то их даёт школа. Часто ли люди, которые перебиваются в школе с двойкина тройку, получают полноценное вузовское образование?
Мне кажется, очень наивно полагать, что "школа дает знания для общего развития".