читать дальше
Недавно пересматривал фильм "Чародеи" и вот что я о нём думаю.
Начать с того, что это фанфик. Или просто мечтания некоего персонажа, занявшего в сюжете место классической Мэри Сью. Нетрудно заметить, что таковой в фильме является маленькая девочка, сестра главного героя. Весь фильм она мало того, что оказывается в центре событий, в некоторых из них даже играет ключевую роль. Ей постоянно помогают разнообразные рояли в кустах. Например, перед самым Новым Годом, мать отпускает её в гости "насовсем"(!). Из последнего слова можно было бы вырастить немало интерпретаций, но в данном случае, ИМХО, оно просто затычка, заплатка для сюжетной дырки, дабы зритель не задавался законным вопросом как вообще взрослый человек (её брат), пусть даже влюблённый и сильно занятый, мог даже не уведомить родителей девочки о её местоположении в течении нескольких суток. Далее, на вокзале девочка просто исчезает, чтобы снова появиться уже в Китежграде. Причём выспавшейся и сытой, судя по дальнейшему. В общем-то и этому тоже можно найти объяснение (добрый проводник почему-то не высадил и не сдал в милицию неизвестно откуда взявшееся дитё детсадовского возраста, а уложил спать у себя в купе и накормил), но и так понятно, что в данном фильме этой конкретной девочке можно всё.
Далее, сам мир фильма очень необычен. Это не мир взрослых людей, пусть даже и магов. Это реальность, какой она видится именно маленькой девочке - главные в нём женщины (Кира Шемаханская, Алёна Игоревна). Настоящие Мужчины действуют исключительно из любви к ним либо в их интересах. Все прочие мужчины либо откровенно для мебели (как показанный клиническим идиотом администратор Камнеедов), либо комические персонажи, вроде "Гостя с юга". Причём всеми "взрослыми", то бишь административными делами занимаются только эти комики либо негодяй Сатанеев. Впрочем, последний лишь попутно и в той мере, в которой это не мешает его негодяйским планам. Зло концентрировано в одном отдельно взятом заме директора, причём мотив у Зла тот же, что у положительных персонажей - любовь. Ну и ревность, разумеется. Как видим, перед нами типичный мир любовного фанфика или дамского романа. Всё происходящее явно приснилось маленькой девочке, переживающей за своего влюблённого, но бестолкового и непутёвого (с её точки зрения) старшего брата, который без её помощи и подсказок совершенно не в состоянии справиться с проблемами, возникающими из-за ревнующих стерв (директор Шемаханская) и ревнующих же старых козлов (её зам Сатанеев).
Заметим, что про эту девочку можно сказать, что у неё правильная христианская моральная платформа. Зло в её мире не имеет собственной силы и даже собственного существования, являясь по сути искажённым добром. Про Сатанеева нельзя сказать, что он желает Зла ради Зла. Нет, он всего лишь эгоист, а не законченный гад и желает того же, что и главный герой - любви первой красавицы в его учреждении. При этом злодей не обладает никакими волшебными силами (в отличие от некоторых положительных и нейтральных персонажей) и вынужден действовать исключительно посредством клеветы и денег (оплачивая процедуры по собственному омоложению). Однако при этом положительные персонажи, кроме главного героя, поддаются злу и вынуждены действовать в общем-то в его логике, не имея возможности отменить свои же действия, совершённые под влиянием клеветнических измышлений злодея. То есть добру, чтобы сломать замыслы зла, приходится играть по тем самым правилам (социальным), которым само Зло владеет виртуозно и победа добру достаётся приложением сверхусилий (и главный герой, и Киврин прилагают все силы для победы, которая изначально весьма неочевидна).
Несмотря на название, магический в фильме разве что антураж. Причём его без проблем можно было бы заменить на вполне житейский, но в таком случае история превращается в весьма банальную советскую комедию "про быт", которые девочке, в отличие от сказок, неинтересны. То есть девочка вполне правильная и советская, готовится к жизни в советской же действительности с весьма специфическими (на сегодняшний взгляд) реалиями, и единственное чего ей хочется - немного волшебного колорита и побольше любви с интригами, ревностью и хэппи-эндом.
Кстати, таких фильмов с типичными Мэри Сью в главной роли в позднем СССР было снято немало. Одна только великолепная "Гостья из будущего" чего стоит. Даже мальчики в этой роли отметились, хотя мальчики обычно мечтают вырасти и быть крутыми, то бишь для них больше подходят боевики типа "Не бойся, я с тобой" или "Пиратов XX века". Но даже и про них было снято вполне мартистюшное "Выше радуги". Обратите внимание - тоже музыкальный фильм, с заведомо ирреальным сюжетом. То есть позднесоветский кинематограф как мог (и как умел) обслуживал душевные потребности советского населения в той его части, которую сейчас обслуживают фанфикеры.
@темы: Чародеи, Фильмы, Экранизации, Перепост, Ссылки