02.11
Стругацкий А., Стругацкий Б. Вместо предисловия // Львов А. Две смерти Чезаре Россолимо. - Одесса: Маяк, 1969. - С. 3-5.
На титульном листе этой книги значится: "Две смерти Чезаре Россолимо. Повести". Автор не пожелал определить произведения, включенные в этот сборник, как научно-фантастические или просто фантастические. И хотя упомянутые произведения несомненно принадлежат к виду литературы, именуемому фантастикой, тем не менее мы понимаем автора.
читать дальше
Споры о том, что такое фантастика, идут у нас уже много лет. Спорят писатели и критики, читатели и издатели. Последнее время дискуссии эти, правда, несколько поутихли: одним спорщикам надоело, другие поняли, что оппонентов не переубедить, третьи настолько утвердились в своем мнении, что больше не видят в спорах необходимости. Большинство же (и мы в том числе) осознали, наконец, что спор этот в значительной степени беспредметен, и что строгое, безукоризненное определение никому, пожалуй, кроме отъявленных педантов, не нужно. В конце концов, не все ли равно, как квалифицировать произведение: было бы оно хорошим - с удовольствием читалось бы и с удовольствием перечитывалось, а следовательно, оказывало бы необходимое воздействие на читателя.
Действительно, строгого определения не существует до сих пор. Зато существует обширная фантастическая литература, широко разнообразная по темам, по проблематике, по задачам, которые ставят перед собой авторы. Читателю, знакомому с творчеством Уэллса и А.Толстого, Чапека и А.Беляева, Ефремова и Брэдбери, Лема и Азимова, читателю, знакомому с фантастикой А.Франса и Веркора, Кобо Абэ и А.Грина, Гора и Гранина, точные определения ни к чему. Такой читатель интуитивно определит, листая новую повесть, фантастика перед ним или нет. И то, если ему вообще придет в голову заниматься классификацией.
Литература вообще, как известно, есть отражение действительности в художественных образах. Действительность сложна: каждый человек - это целый мир, и связи этого мира с временем чрезвычайно запутаны и многообразны. Две главные темы литературы - это: человек и общество и человек и природа. Исследуя человека во взаимосвязи с обществом и природой, литература стремится к максимальной точности, яркости и глубине изображения. В XX веке, когда началось массовое вторжение науки в жизнь, писатели все чаще стали обращаться к фантастике - к тому виду литературы, который использует художественный прием введения элемента небывалого и невозможного. Со времен Уэллса выяснилось, что пользуясь этим приемом, писатель, не покидая круга самых традиционных, извечно актуальных вопросов реалистической литературы, получает возможность ставить или разрешать эти вопросы особенно остро, лаконично и впечатляюще. Собственно говоря, этим приемом пользовались у нас еще Гоголь и Салтыков-Щедрин, а за рубежом - Гофман и Бальзак, но только начиная с Уэллса, реалистическая фантастика прониклась духом надвигающейся новой научно-технической революции.
Далее, с помощью приема фантастики реалистическая литература в наше время взялась за проблемы, которые ранее никогда перед нею не стояли: за проблемы, связанные с философией природы, за проблемы познания, за рассмотрение тенденций развития Ее Величества Науки. Контакты человечества с иными цивилизациями, кибернетизацию общества, моральные аспекты вмешательства в святая святых человеческого организма и множество иных аспектов взаимоотношения человеческой личности с обществом и природой, ставших ныне актуальными, насущными, животрепещущими, литература, видимо, вообще не может пока рассматривать без применения приема фантастики.
Видимо, поэтому талантливый, чуткий новеллист Аркадий Львов, выпустивший недавно прекрасный сборник рассказов "Большое солнце Одессы", не мог не почувствовать некоторую тесноту традиционных реалистических рамок. Сегодняшний день всегда был и будет ареной ожесточенной схватки между прошлым и будущим, подлинного сражения в политической, социальной, психологической сфере. Фантастическая литература, как и вся настоящая литература, выполняет благородную социальную функцию: она подготавливает мировоззрение и психологию читателя к восприятию сегодняшнего мира во всей его сложности и противоречивости, ломает конформистские представления, заставляет читателя не забывать, что в наше время каждый отвечает за все человечество, и определить свое место в бою старого с новым.
Повести Аркадия Львова, собранные в книге "Две смерти Чезаре Россолимо", моделируют некоторые аспекты этого вечного боя. Нам представляется, что книга будет с интересом встречена читателями.