понедельник, 15 октября 2018
Отсюда:
ru-strygackie.livejournal.com/821926.htmlАвтор - ЖЖ-юзер Александр Майсурян (
maysuryan.livejournal.com/ )
Борис Пророков. "Папина "Победа"". 1954. Слева – карикатура из журнала "Крокодил", справа – одна из авторских вариаций рисунка
Есть одна сценка в "Понедельнике", которая будет непонятна современному читателю без исторического комментария. Вот она, главный герой повести, программист Александр Привалов, приезжает в Соловец.
"На проспекте Мира было уже пусто. У перекрёстка крутилась стая ребятишек – играли, по-моему, в чижа. Увидев меня, они бросили игру и стали приближаться. Предчувствуя недоброе, я торопливо миновал их и двинулся к центру. За моей спиной послышался сдавленный восторженный возглас: "Стиляга!". Я ускорил шаг. "Стиляга!" – завопили сразу несколько голосов. Я почти побежал. Позади визжали: "Стиля-ага! Тонконогий! Папина "Победа"!.." Прохожие смотрели на меня сочувственно. В таких ситуациях лучше всего куда-нибудь нырнуть. Я нырнул в ближайший магазин, оказавшийся гастрономом, походил вдоль прилавков... Я выпил стакан газированной воды и выглянул на улицу. Мальчишек не было. Тогда я вышел из магазина и двинулся дальше".
читать дальше
Для человека, не знающего тогдашних советских реалий, это почти сплошной ребус. Стиляги – советская молодёжная, как теперь говорят, субкультура, которая отличалась одеждой, причёсками и особенностями языка и поведения и возникновение которой в СССР датируется 1949 годом. Но даже зная это, остаются вопросы: какая такая "Папина "Победа""? Что это значит? И в каком смысле тонконогий?..
Чтобы разобраться в этом, надо взглянуть на заглавную картинку поста. Художник Борис Пророков (1911—1972) стал автором самой знаменитой карикатуры на стиляг. Этот рисунок был опубликован 28 февраля 1954 года в журнале "Крокодил" и назывался "Папина "Победа"" (!). Пророков изобразил молодого человека, стоявшего в развязной позе: из зубов у него торчала папироска, на шее болтался ярчайший дорогой галстук с игривой обезьянкой на пальме (одна из характерных примет стиляги). На заднем плане виднелся автомобиль "Победа" – образец тогдашней роскоши, на сиденье которого валялись пустые бутылки. По мысли Пророкова, стиляги – это дети владельцев "Побед", дети обеспеченных родителей.
Подтверждали этот факт позднее и сами бывшие стиляги или сочувствовавшие им. Так, писатель Виктор Славкин вспоминал: "Чтобы быть стилягой, извините, требовались кое-какие средства. Наварить каучук, достать соответствующий пиджак, стричься в "Гранд-отеле", сузить брюки... Не говоря уже о проигрывателе и пластинках. Семья наша жила на одну папину зарплату, он работал мастером, потом завучем в ремесленном училище – я не мог себе позволить быть стилягой. Но я всё это любил! Джаз, новые танцы, набриолиненные волосы... Мне нравился стиль одежды, манера поведения, слэнг. Я увлекался Ремарком, Хемингуэем, Пикассо. Я переписывал слова модных песен... Я завидовал нашим миитовским стилягам".
В общем, фраза "папина "Победа"" стала крылатой. О популярности карикатуры Пророкова свидетельствует и то, что позднее появлялись её вариации и "развитие темы".
Так, в 1957 году был опубликован рисунок Ю. Фёдорова "Чтоб купить сыну "Победу", родители сидели на хлебе и воде". Вверху – стиляга в классической "пророковской позе", опирающийся на машину, из которой выглядывает молодая красотка, а внизу – его "трудолюбивые" родители. Отец продаёт хлеб, (очевидно, недовешивая его), а мать – торгует "соками-водами" (так же очевидно, их недоливая).
В 1960 году "Крокодил" снова вернулся к теме Пророкова, поместив ремейк его карикатуры, названный "Папина ракета" (ещё, заметим, до полёта первого человека в космос) . Автомобиль здесь заменён на космический корабль, а папенькин сынок облачён в скафандр и шлем... Судя по надписи на журнале "Бесплатно" коммунизм уже наступил, товары раздаются бесплатно. Но даже и в 20** году, в XXI веке, при коммунизме, проблема "богатых папенькиных сынков" никуда не делась, это социальное явление, по мысли журналистов, живёт и остаётся неизменным и в столь отдалённом будущем...
"Тонконогий" – подразумеваются узкие брюки, туго облегающие ноги, модные среди стиляг. Сам Привалов носит джинсы (конечно, не советские, советских тогда ещё не выпускали), один из его коллег носит гавайку, то есть пёструю гавайскую рубашку – типичный атрибут стиляги. Оба герои положительные и, во всяком случае, образцово трудолюбивые. И в данной ситуации читатель повести, разумеется, как и прохожие, посмотрит на этих персонажей "сочувственно".
Карикатуры на стиляг 1963 (слева) и 1960 годов, изображающие их в пёстрых гавайских рубашках ("гавайках". Такую в "Понедельнике" носил грубоватый Корнеев
И ещё, как минимум, один раз Стругацкие затронули "стиляжную" или близкую к ней тему в повести "Трудно быть богом" (написана, напомню, в 1963, опубликована годом позже). Авторы упоминают нейлон.
"– Ладно, не ворчи,– сказал Румата, натягивая нейлоновую майку.
Мальчик смотрел на эту майку с неодобрением. О ней давно уже ходили слухи среди арканарской прислуги. Но тут Румата ничего не мог поделать из естественной человеческой брезгливости."
Здесь дело в том, что все эти новомодные иностранные тогда материалы – нейлон, капрон, перлон и т.д. – пользовались большим уважением, чтобы не сказать – поклонением среди стиляг. Советская пресса над этим иронически подтрунивала. Например, рисунок Е. Горохова 1957 года изображает разговор двух подруг, девушка "советского стиля" в косынке и юбке ниже колен спрашивает у подружки "стиляжного стиля", в красных брюках (для девушки в 50-е годы брюки были одеждой ещё почти скандальной):
– Ты готовишься к фестивалю?
– Да, я уже знаю иностранные слова: нейлон, перлон, буги-вуги...
(Речь идёт о международном фестивале молодёжи и студентов, открывшемся в Москве 28 июля 1957 года). И вот братья Стругацкие поспешили выступить в защиту столь прекрасного материала для нательного белья, как нейлон, в своей повести... Хотя в наше время идея носить нейлоновые майки "из естественной человеческой брезгливости" может вызвать у слушателей только недоумение... Но тогда нейлон казался самым передовым материалом, и для покорителя дальнего космоса, как дон Румата, был в самый раз...
Заметим также, что отношение авторов остаётся неизменным. Как в "Понедельнике" они были на стороне заподозренного в "стиляжничестве" Привалова, так и теперь дон Румата с его нейлоновой майкой тоже вызывает у них явное сочувствие...
@темы:
Понедельник начинается в субботу,
«Трудно быть богом»,
Перепост,
Ссылки