Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Забавная теория...

Арканар — роскошь и золото.

Средневековый мир королевства Арканар столь вкусно прописан братьями Стругацкими, что уже несколько поколений любителей отечественной фантастики дискутируют о его реалиях. Недавно в статье на одном дзен-канале промелькнула следующая цитата из повести «Трудно быть богом»:

«У коновязи перед корчмой топтались осёдланные кони серого патруля. Из открытого окна доносилась азартная хриплая брань. Стучали игральные кости. В дверях, загораживая проход чудовищным брюхом, стоял сам Скелет Бако в драной кожаной куртке с засученными рукавами. В мохнатой лапе он держал тесак – видно, только что рубил собачину для похлёбки, вспотел и вышел отдышаться».

Казалось бы, ещё одна зарисовка вопиющей средневековой дикости, что в ней особенного или необычного? Начнём с собачатины. В земной истории собак (если исключить случаи осад городов) ели только в средневековой Корее, притом собачатина была деликатесом, доступным лишь аристократам. Что неудивительно, ведь откормить собаку любой породы на мясо намного сложнее и дороже, чем овцу и тем более свинью. Однако в Арканаре собачатина настолько привычна, что её подают даже в корчме на тракте. Вы можете себе представить, чтобы севрюжный балык был дежурным блюдом в простой столовке какого-нибудь Мухосранска?

Но это ещё не всё. Хозяин корчмы, Скелет Бако, щеголяет не в драной холстине, а в кожанке. Да ещё из настолько тонкой кожи, что её рукава можно засучить. И это у него не парадный костюм, а обычная рабочая одежда. И сам корчмарь — не столичный метросексуал, и клиенты у него отнюдь не богачи. Так откуда у него замшевая кожанка?

Ещё пара цитат:

«Лейб-знахарь Тата вместе с пятью другими лейб-знахарями оказался вдруг отравителем, злоумышлявшим по наущению герцога Ируканского против особы короля, под пыткой признался во всем и был повешен на Королевской площади. Пытаясь спасти его, Румата роздал тридцать килограммов золота…»

Но это были далеко не все траты:

«— Я продолжаю, — сказал дон Рэба. — За спасение этих растлителей душ вы, дон Румата, по моим скромным и неполным подсчетам, потратили не менее трех пудов золота».

Три пуда — это почти полсотни килограмм. А ещё Румата расплачивался золотыми монетами в кабаках и никого это совершенно не удивляло.

Тут дело даже не в том, что земной агент разбрасывает золото десятками килограмм. Дело в другом — что окружающие, кроме дона Рэбы, не обращают на подобные фантастические, по меркам земного Средневековья, траты никакого внимания. Что неудивительно, ведь совсем недавно Арканар славился своими поэтами, художниками и музыкантами. Опять-таки, в нашем земном Средневековье аналогичный культурный бум случался только в очень богатых государствах, вроде итальянских олигархий или Испании после открытия Америки. Даже большие и сильные, но не получавшие сверхприбылей от торговли державы, вроде Франции, жили намного скромнее.

Ещё одним подтверждением богатства Арканара служит наличие в нём студенчества и монахов в заметных количествах. В отличие от мастеровых, эта прослойка средневекового общества сама денег не зарабатывает. Их кто-то содержит. То есть у жителей Арканара вполне достаточно средств, чтобы они могли их содержать. Наличие большого числа грамотных людей (заметим, что книгопечатания в Арканаре ещё не было, его только что изобрёл один гений-самоучка, который ничего издать не успел), книг, даже бумаги и чернил — уже показатель крайне зажиточного по средневековым меркам общества.

А теперь скажите — за чей счёт этот банкет? Сельское хозяйство в этой стране в упадке (крестьяне в тексте показаны нищими, в отличие от горожан) и высокой товарностью заведомо не обладает. Серебряные рудники принадлежат роду баронов Пампа, который с королём доходами не делится (их пытаются к этому принудить, но безуспешно). Что может экспортировать это королевство? А ведь экспортирует, ибо в столице есть большой порт, в котором постоянно находится немало кораблей, значит внешняя торговля весьма активна. В Арканаре есть разве что древесина сайвы, но нет никаких видимых признаков её активной вырубки и продажи.

Раз огромные денежные траты дона Руматы прошли незамеченными для местных, значит денежные потоки через Арканар шли чудовищные. Причём в звонком золоте, раз оно является привычным даже для трактирщиков платёжным средством. И вот в какой-то момент что-то случилось и этот «золотой дождь» иссяк. Тогда-то, наверное, и начали появляться «серые роты» из недовольных горожан, а дворяне перестали платить заезжим художникам и музыкантам. После чего за последних (а также книгочеев) смогли взяться агенты Святого Ордена во главе с их резидентом доном Рэбой.

Итак, что конкретно могло вызвать сперва процветание, а затем финансовый кризис в Арканаре? Благотворительность землян? Вряд ли, они бы просто не успели, ведь первые наблюдатели с Земли не имели права вмешиваться в местные дела, а значит и не тратили сколько-нибудь значимые суммы. Да и нет признаков того, чтобы земляне активно спонсировали местное общество до появления в нём Руматы. Есть ли в тексте хоть один намёк на отгадку?

Заметим, что денежный поток явно шёл не снизу вверх (то есть не за счёт налогов с крестьян все прочие сословия жировали), а сверху вниз. Процветали дворяне и обслуживавшие их ремесленники, купцы и прочие трактирщики, крестьяне же жили впроголодь. А чем владеет дворянин? Землёй. На которой можно… что? Пасти скот и что-то растить. Например, что-то очень прибыльное, но притом такое, что обычному крестьянину не доверишь.

«Румата бросил на стойку серебряную монетку, и глаза старичка сейчас же широко раскрылись.
– Что будет угодно благородному дону? – деловито осведомился он. – Травку? Понюшку? Девочку?»

Обратите внимание, что в этом портовом кабаке, совмещённом с борделем, легко и дёшево (всего за одну серебряную монетку) можно приобрести не только услуги «девочки», но также сразу два различных наркотика растительного происхождения. Мы не знаем, чем «травка» отличалась от «понюшки», но судя по тому, что их предлагают незнакомцу совершенно свободно и по низкой цене, это местный товар, производимый в самом Арканаре и, скорее всего, идущий на экспорт. Точнее, шедший до недавних пор. А затем внешний рынок перенасытился и рухнул, из-за чего и произошёл тотальный экономический, а затем и политический кризис в этом королевстве.

Отсюда: zen.yandex.ru/media/chastnye_suzhdenija/arkanar...

@темы: «Трудно быть богом», Ссылки